Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru

Уважаемые родители!

Сами по себе ПДД, как нормативный документ служит основой для обеспечения дорожной безопасности. Но ни «ознакомление», ни даже более или менее глубокое изучение Правил не обеспечивает сегодня безопасного поведения детей на дороге. Изучение ПДД должно сопровождаться обучением умению правильно действовать как в обычных, так и в самых экстремальных дорожных ситуациях. При обучении правилам дорожного движения именно это и является самым главным – привитие детям практических навыков безопасного поведения на дороге. Так как, в основе преподавания ПДД в школе главенствующим было и остается один метод – дидактический, то практическое применение навыков, обучение им и контроль за их применением остается ответственностью родителей.

Родители должны всегда помнить, что:

Во-первых, обучение детей безопасному поведению на дороге должно обеспечить выработку необходимых навыков для правильного ориентирования в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения.

Во-вторых, обучение детей правилам поведения на дороге должны соответствовать возрасту детей, постоянно совершенствоваться, учитывать ситуации, представляющие наибольшую опасность для детей.

При подготовке занятий следует учитывать следующее:

  1. Необходимо, чтобы в обучении и воспитании детей безопасности движения преобладало наблюдение образов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировки действий в дорожных ситуациях. Родители часто необоснованно спокойны за своих детей, так как они боятся машин и с опаской ступают на проезжую часть. При этом они (родители) не знают, что в большинстве случаев ребенок не заметит опасную для себя машину. Об отсутствии у своих детей необходимых навыков наблюдения многие родители даже не догадываются, и несчастный случай с ребенком воспринимают именно как случай, не видя его закономерных предпосылок.
  2. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям, знали причины ее возникновения, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей. Роль родителя выражается в необходимости активного участия в воспитании у ребенка чувства улицы и опасности, которая может проявится в любой момент и в любом месте за пределами дома.

Основные причины, ведущих к детскому дорожно-транспортному травматизму:

- переход в неустановленном месте;

- внезапный выход из-за стоящего транспорта перед близко идущей машиной;

- игры и хождение по проезжей части.

Неблагополучное положение на наших улицах и дорогах описанными выше причинами не исчерпывается. Не последнюю роль здесь играет недостаточные уровень именно практического обучения детей и отсутствие контроля со стороны родителей.

Устранить упомянутые причины детского дородно-транспортного травматизма, ровно, как и многие другие, ограничиваясь только назидательными беседами с детьми и словесными наставлениями, невозможно. При движении по дороге действуют не только знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать навык  можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход родителей с ребенком на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, навыка безопасного поведения, являющегося основой выполнения, правил безопасного дорожного движения.

Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видеофильмы на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, где желательное самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Родителям следует помнить, что выходить с ребенком на улицу надо заблаговременно, чтобы избежать спешки, нервозности. Ходьба с ребенком должна быть спокойной. Только в этом случае у него формируется навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Не следует концентрировать внимание детей на ужасах несчастных случаев: они должны понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должны бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в моменты опасности. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку.    

Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработан твердый навык. Формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все общение его с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. Уроки предвидения скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.

Необходимо многократно показывать ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:

  • стоящий автобус или другое транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
  • кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машины, выезжающие из-за них;
  • движущейся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающим из-за него;
  • движущейся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него.

Постепенно, ненавязчиво следует добиваться чтобы сам вид предметов, мешающихся свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка на повышенную осторожность.

Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка навыка наблюдения. Отсутствие такого навыка приводит ребенка к следующим типичным для него ошибкам:

  • начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;
  • двигаясь по тротуару в зоне двора или территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;
  • на улицах с нерегулируемым движением (так называемым пустынным улицам), не осмотревшись, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом;
  • играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;
  • в сумерках не замечает автомобиль темного цвета; не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу.

Перечень некоторых необходимых рекомендаций поведения для родителей.

При выходе из дома:

  • если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите внимание на это ребёнка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, велосипед;
  •  если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор оглянитесь- нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару:

  • придерживайтесь правой стороны тротуара;
  • не ведите ребёнка по краю тротуара: взрослый должен находится со стороны проезжей части;
  • приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
  • разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
  • при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослого, сопровождающих детей.

Готовясь перейти дорогу:

  • остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
  • привлекайте ребёнка к наблюдению за обстановкой на дороге;
  • не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колёсами;
  • обратите внимание ребёнка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
  • неоднократно показывайте ребёнку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

  • переходите дорогу только по пешеходам перехода или на перекрёстках- по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
  • идите только на зелёный сигнал светофора: ребёнок должен привыкнуть, что на красный и жёлтый сигнал не переходят, даже если нет транспорта;
  • выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребёнок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
  • не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
  • не переходите дорогу наискось, подчеркивайте ребёнку и показывайте ребёнку каждый раз, что идёте строго поперёк улицы. Ребёнку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
  • не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребёнка делать так же;
  • не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребёнку, что это опасно;
  • не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребёнку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребёнка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребёнок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за поведением транспорта.

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):

  • выходите впереди ребёнка; ребёнок может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
  • подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребёнок, как и взрослый, может отступиться и попасть под колёса;
  • не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колёса транспортного средства;
  • научите ребёнка быть внимательным в зоне остановки — это опасное место для ребёнка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребёнка на проезжую часть.

При ожидании общественного транспорта:

  • стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии- на тротуаре или обочине.

При движении автомобиля:

  • приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребёнка вперёд, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
  • не разрешайте малолетнему ребёнку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
  • ребёнок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребёнку и довести его до перехода или перекрёстка;
  • не разрешайте детям находится в автомобиле без присмотра;
  • ребёнок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребёнка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.

При поездке в общественном транспорте:

  • приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребёнок не получил травму от удара;
  • объясните ребёнку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит;

Следует выработать условный рефлекс на «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».

Обращайте внимание детей на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы: не видя транспортных средств и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев её, интуитивно предполагая, что улица пуста.

Подойдя к проезжей части, ребёнок должен повернуть голову налево- направо и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма, осматривать дорогу ребёнок должен несколько раз, так кА обстановка на дороге может резко меняться. Прежде чем сделать шаг с тротуара, следует посмотреть несколько раз налево и направо.

Особенно внимательно ребёнок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны видно родной дом, знакомых, родственников, когда ребёнок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить едущий транспорт.

Научите ребёнка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, велосипедист, поскольку иногда ребёнок смотрит, но не замечает едущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл.

Наблюдая за приближающимся транспортными средствами, ведите с ребёнком счёт времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», ребёнок сможет правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.

Научите ребёнка определять направление будущего движения транспорта: какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включён указатель поворота).

Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению и, в частности, используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребёнка на улице резко осложняется

Так же, именно родители обязаны обеспечить ребенка светоотражающей одеждой либо наличием световозвращающих элементов на ней в виде наклеек, нашивок и т.д. Мы живем в регионе, где в зимний период, темное время суток наступает уже после 16:00 – именно это время является самым активным в жизни ребенка, с учетом его школьного обучения. Родители должны понимать, что, если водитель НЕ ВИДИТ ребенка, он не сможет предотвратить ДТП.

Доверить ребенку самостоятельно проводить время на улице можно на лишь тогда, когда родители твердо уверены, что ребенок знает и выполняет следующие основные правила безопасного поведения и движения:

  1. При выходе из дома обзор улиц может быть затруднен стоящим у тротуара транспортом, деревьями, кустами, сугробами снега Ребенок переходит улицу, только внимательно ее осмотрев и в установленном для перехода месте. Переходить проезжую часть надо шагом, без спешки, по прямой.
  2. Если переход не регулируется светофором, то приближающуюся машину  надо пропустить, и пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь когда машина близко, за ней могут быть не видны встречные машины.
  3. Если переход улицы регулируется светофором, идти можно только на зеленый свет. Если горит желтый или красный – идти нельзя, даже если машины нет. При переходе на зеленый свет надо также наблюдать за обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к повороту направо или налево, пересекая путь движения пешеходов.
  4. Перед переходом улицы можно встретить товарищей, подруг и отвлечься от обзора дороги. Ребенок должен твердо усвоить, что никаких разговоров во время перехода проезжей части вести нельзя, необходима внимательность и еще раз внимательность!
  5. Особого внимания требует переход улицы, на которой стоит дом, в котором живет данная семья. Часто дети бегут к дому, плохо осматриваю дорогу. И здесь важно не спешить. Переходить только шагом, внимательно осмотрев улицу.
  6. Ребенок должен твердо усвоить – никаких игр на тротуаре или проезжей части. Нарушение этого правила – одна из наиболее распространенных причин детского дорожно-транспортного травматизма.
  7. Если ребенок пользуется общественным транспортом, родителями дожжен быть отработан с ним комплекс навыков и умений, связанных с правилами посадки и высадки из автобуса, трамвая и последующего перехода проезжей части дороги.

Обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими задачами в работе по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.В Законе «О безопасности дорожного движения» записано, что основным приоритетом государственной политики в области обеспечения дорожной безопасности является сохранение жизни и здоровья людей, но без участия родителей обеспечитьсоблюдение закона, в полной мере, невозможно.Если родителям не безразлично здоровье их детей, они имеют стремление к сохранению их жизни и здоровья, то не следует заниматьпассивную позицию по отношению к соблюдениюПДД!

Берегите детей.

Обратная связь