Каждый школьник слышал имя Льва Николаевича Толстого. У старших ребят и взрослых оно ассоциируется с его гениальными произведениями «Война и мир», «Анна Каренина», а у ребят начальной школы – с рассказами из «Азбуки», которую он написал для обучения чтению крестьянских детей. Ребята из 2е класса решили побольше узнать о жизни и творчестве писателя и принесли из домашней библиотеки книги автора, рассказали друг другу, чем они их привлекают, что нового о жизни крестьянских детей они узнали. Мама Яцишена Вячеслава Анна Германовна, которая пришла к ребятам на День чтения, познакомила их с биографией писателя и прочитала рассказы «Филипок» и «Котёнок». Ребята внимательно слушали, сопереживали героям, радовались, когда у них всё получилось.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Сказки сопровождают нас с детства, учат справедливости и пониманию, знакомят с народной мудростью и традициями, а иногда, даже с процессом приготовления пищи. К ребятам из 1б класса пришла Мыгыш Надежда Александровна, чтобы познакомить ребят с ненецкой народной сказкой «Кто лепёшки съел?». Перед началом чтения первоклассники узнали об особенностях народа: где живут, чем занимаются. После прочтения, ребята сделали вывод: надо приложить усилия, чтобы получить результат. В сказке был подробно описан процесс приготовления теста, поэтому, прослушав сказку, первоклассникам захотелось и самим замесить тесто, а из него сделать новогодние фигурки, чтобы украсить класс к Новому году. Вот такую «полезную» сказку прочитала мама Мыгыш Софьи.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Приближается самый любимый детский праздник. В преддверии этого замечательного праздника во 2б класс пришла мама Бондаренко Марии Людмила Станиславовна и принесла интересные книги по новогодней тематике для оформления книжной выставки. Вместе с ребятами она рассмотрела обложки книг, прочитала аннотации. Для чтения ребята предложили сказку современной писательницы Екатерины Серовой «Новогодние происшествия». «Сколько хлопот под Новый год у доброго волшебника Деда Мороза! Ведь гостинцев на праздник ждут все: и ребята в домах, и зверята в лесу. А тут навстречу запыхавшемуся Деду Морозу - мальчуган по прозвищу Свистун. Взялся мальчишка помочь разнести подарки, да вот беда: все премудрости букваря просвистели мимо его бедовой головы. Как же разобраться, кому какой подарок предназначен? Так и начались в зимнем лесу настоящие Новогодние происшествия…». Первоклассники внимательно слушали, сопереживали героям, сделали вывод: надо хорошо учиться, на уроках быть внимательными, чтобы знания «не пролетали мимо головы». Остальные книги с выставки ребята будут читать самостоятельно на пятиминутках чтения, а потом делиться с одноклассниками своими впечатлениями от прочитанного.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Есть действенные приемы, которые помогают приобщить к книге маленьких детей. Их можно использовать все вместе или по отдельности – в зависимости от ситуации, характера ребенка, погруженности в тему родителей. Эти приемы работают: они растут из взаимной привязанности, из общения, семейных традиций. Если применять их с младенчества, вероятнее всего, ребенок будет относиться к книгам благосклонно – ну, или хотя бы не враждебно.
Но иногда случается так, что родители спохватываются, когда ребенок уже подрос, то есть стал подростком (сейчас это происходит рано: первые подростковые черты могут проявляться и в девять лет). И этот подросток не читает – вообще, никак. Даже модные нынче японские манги, даже комиксы про супергероев, даже известную сагу про маленького волшебника, которую читают все в классе. Литературу по программе он осваивает в кратком содержании или просит голосовой помощник ему пересказать, о чем там писали Тургенев и Чехов. И родители, проанализировав все это, оказываются в невозвратной точке: заставить нельзя, заинтересовать невозможно. Время упущено, ребенок вырос и презирает книжки.
Ко мне нередко приходят с этой болью. Спрашивают, как повлиять. Просят подсказать литературу. А у меня ее целые списки – интересной и хорошей, приключенческой, фантастической, прекрасно написанной, доброй и важной. И раньше я давала эти списки, надеясь, что какая-то книга захватит. Но это не работает.
С подростками, у которых сформировалось предвзятое отношение к чтению, не сработает пример. Им нет смысла что-то «подсовывать». И даже – горько это признавать! – чаще всего они насмешливо отказываются от совместного чтения со взрослыми. Им неинтересно.
То есть в мире, конечно, есть книги, подходящие им по складу и характера, и немало. Но они уже решили для себя, что ни одна из них не может их заинтересовать. А еще они привыкли к крошечным видео, которые не несут пользы, иногда даже не имеют смысла, но дают иллюзию расслабления, помогают мозгу без всяческого напряжения вырабатывать дофамин. По сравнению с ними книги, даже интересные – тяжелая работа.
Что делать в таком случае, как помочь? Расстроенные родители готовы потратить время, силы, деньги. Некоторые искренне считают, что можно нанять какого-то особого репетитора, и он поможет.
Нет такого репетитора, который научит радоваться книге увлеченного рилсами или компьютерными играми подростка
К сожалению, не поможет. Нет такого репетитора, который научит радоваться книге увлеченного рилсами или компьютерными играми подростка. Чтение – это про удовольствие, непростое интеллектуальное удовольствие. Это не конфета, это процесс, к которому нужно привыкать с детства. Во взрослом возрасте это тоже возможно, но в любом случает не сразу, не сходу. Нет волшебной таблетки, которая помогает полюбить читать.
Но кое-что все же есть. Это методы, которые подействуют не у всех – потому что все люди разные. Это методы, требующие времени: во-первых, тут работает накопительный эффект, во-вторых, подростки имеют свойство меняться, взрослеть и по-разному воспринимать реальность, например, в одиннадцать и четырнадцать лет. Но эти способы можно попробовать. Тем более у них есть побочный благотворный эффект: они сближают взрослого и ребенка. Потому что взрослому придется потрудиться.
Да, чтение с ребенком – такая штука, которую невозможно делегировать, если только у вас нет постоянной гувернантки, например, да и то возникает масса нюансов. Родителю придется тратить время и силы, но это принесет плоды. Может быть, не в виде чтения, но в виде общения с ребенком точно.
Книга как поле для дискуссий
Подросток – человек, который болезненно вырабатывает собственную систему ценностей. Раньше он жил с той, которую предлагали взрослые, верил ей, старался соответствовать. Теперь он отрицает ее – потому что хочет решать сам. В этот момент важна мудрость взрослого, его терпение и любовь, снисхождение и уважение.
Естественно, на волне протеста ребенок часто отвергает предложения почитать ту или иную книгу. Классика кажется ему устаревшей, поучительные рассказы – скучными, из многого он вырос, а до многого еще не дорос. Сложная история.
Если усадить за чтение подростка невозможно, послушайте аудиоверсию произведения – в машине, на кухне, пока готовите, где угодно
Но этот период отрицания и протеста можно использовать во благо. Попробуйте читать и обсуждать книги, спорить о них. Только дискуссия должна быть на равных: не я говорю, а ты слушаешь, потому что я умный и взрослый, а ты нет. Выслушивайте точку зрения подростка, даже если, по-вашему, он говорит откровенную чушь. Не обесценивайте, не насмехайтесь, не заваливайте высокомерно фактами. Задача – не переубедить, не победить, не утвердиться в своей взрослой правоте. Главное в такой дискуссии – диалог и дающая для него пищу книга.
Если усадить за чтение подростка невозможно, послушайте аудиоверсию произведения – в машине, на кухне, пока готовите, где угодно. Это может перерасти в нечто большее, в семейный книжный клуб, например. И пусть обсуждения будут редкими – главное, они будут.
Выбираем короткий жанр
Как и в других сферах жизни, в чтении работает принцип малых дел. Что с малышами (не читайте главами, читайте понемножку!), что с подросшими детьми. «Униженные и оскорбленные» напугают неподготовленного читателя даже просто своим объемом. Берите короткие рассказы – Брэдбери, Сэлинджера, Чехова, Куприна, Шукшина, Астафьева, Лиханова, Тэффи. Прочитать их можно за 20–30 минут, спонтанно, под настроение, обсудить походя, за ужином, в очереди, по пути на дачу.
Важный момент: в коротком рассказе смысл сконцентрирован, его можно ухватить здесь и сейчас, не нужно наблюдать за развитием сюжета, не придется вспоминать, что было в первой части. Может быть, для опытных читателей такая деталь покажется ерундой, но для не читающего современного подростка она существенна: все быстро, в моменте, без лишнего напряжения. А большое чтение придет потом – если человек полюбит книги.
Помогаем со школьной программой
Очевидный, избитый момент, но от этого не менее важный. Школьная программа по литературе очень сложная! Даже для читающих детей она непроста. Моя дочка сейчас в пятом классе, недавно она изучала рассказ Тургенева «Муму». Он разбил ее картину мира, ей было очень тяжело осмыслять его. А мне – тяжело объяснять, что собачку жалко, конечно, но вообще-то рассказ не о ней: он о власти, о достоинстве, о безысходности, о жестокости человека по отношению к человеку. Без комментария взрослых вне школы, как мне кажется, такое произведение в одиннадцать лет правильно понять невозможно.
Что уж говорить про большие романы и серьезные повести, требующие погружения в эпоху, исторического, философского, религиозного бэкграунда. Да просто человеческого опыта: благополучному шестнадцатилетнему человеку XXI века сложно понять изголодавшегося и напичканного мешаниной теорий студента, который решается на убийство. Можно, конечно, понять, но нужен разговор. А кому, как не родителям, говорить об этом с ребенком?
Оговорюсь: на уроках литературы происходят очень важные вещи, обсуждения, осмысления. Но в многолюдных классах обычной средней школы невозможно уделить внимание каждому ученику, выяснить его отношение к книге, глубину понимания. Это дело родителей.
Смотрим спектакли и экранизации
В контексте именно детского чтения мы говорим об экранизациях и театральных постановках не как о самостоятельных произведениях. Грубо выражаясь, это костыль, на который можно опереться. Сделать книгу ближе, материализовать ее, подтолкнуть свою фантазию, дать пищу анализу. Может быть, мы совсем не так представляли Евгения Базарова или Анну Каренину, как они представлены в фильмах – важно, что мы их увидели и начали о них думать.
Экранизации и театральные постановки – это не самостоятельные произведения. Это костыль, на который можно опереться
Можно спорить о качестве экранизаций в двух ключах. Первый – для продвинутого читателя и зрителя. Он, например, восхищается тем, как Иван Пырьев поставил «Идиота» с Юрием Яковлевым в главной роли, потому что в фильме передали накал страстей, характерный для книг Достоевского.
Второй вариант – просмотр-сравнение: в чем сходство с книгой, в чем различия. Он как раз для неопытных читателей: или очень юных, или тех, для кого художественная литература – темный лес и скука. Они смотрят сериал Владимира Бортко: гораздо более выдержанный, скрупулезно воспроизводящий книгу. Некоторым он кажется холодным, механистическим, но ребенку поможет увидеть героев – и понять их.
Важно смотреть фильм вместе, даже если вы его видели. Такое кино воспринимается не так, как современные супердинамичные бестселлеры. Нужно вникать, сравнивать, думать. А когда родители рядом, это делать легче.
17 декабря 2024 г.
У учащихся 1г класса получилось чудесное завершение осени и учебной недели. Классный коллектив благодарит за это Елену Сергеевну Бибикову, которая провела для детей интересное занятие. Она прочитала детям рассказ Н. Носова "Мишкина каша". Дети слушали очень внимательно, сопереживали героям и смеялись от души над их приключениями. А потом Елена Сергеевна познакомила детей с пословицами и поговорками о каше. Дети называли крупы, из которых можно сварить кашу, "сходили за покупками" в воображаемый магазин и выбрали то, что нужно для приготовления каши. Определяли какая крупа как растёт. Соревновались, кто быстрее перенесёт ложкой кашу из одной чашки в другую. Ребята очень старались сделать всё быстро и аккуратно, так что с ребятами из 1 Г можно "сварить кашу"!!! В конце занятия каждый получил из рук мамы сладкий приз.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Дети лучше слушают или читают произведения,
которые могут соотнести с собственным опытом,
с собственной жизнью.
«Мышонок Пик» и «Бельчонок Тинки»: книги о животных, заботе и ответственности
Мария Минаева
Художественные произведения о природе формата «заметки натуралиста» дети воспринимают не всегда. Такие книги зачастую требуют внимательного, вдумчивого и неспешного подхода. Это книги-наблюдения, в них нет лихо закрученного действия, быстро сменяющихся кадров. Многие современные дети сочтут такое чтение скучным.
Но это вовсе не значит, что нужно отказаться от книг о природе. Просто нужно начинать не с «Кладовой солнца» или «Лесной газеты». Обычно дети лучше слушают или читают произведения, которые могут соотнести с собственным опытом, с собственной жизнью. Поэтому начинать лучше не с наблюдений за повадками животных и птиц, а с сюжетных историй, где герои проходят определенный путь, меняются, попадают в разные ситуации.
Я хочу рассказать о двух замечательных книжках о животных. Они похожи – и непохожи одновременно. Их разделяет почти век. Одну написал знаменитый натуралист, другую – современная детская писательница. Но обе увлекательно и тонко рассказывают о жизни маленьких зверьков и ненавязчиво, образно, доступно говорят маленьким читателям о той ответственности, которую несет человек. Говорят о том, что имелось в виду в Священном Писании, где звери названы «братьями нашими меньшими», а нам было заповедовано милосердие к ним.
Виталий Бианки «Мышонок Пик»
Эта небольшая повесть появилась в 1927 году. Ее сложно назвать сказочной: мышонок в ней действует как все мыши, писатель подробно и точно раскрывает его повадки. Однако он пользуется приемом, распространенным у натуралистов, которые создают художественные произведения, особенно для детей: он показывает нам мысли зверька, если не внутренний монолог, то мотивы поступков.
Бианки показывает нам мысли зверька: если не внутренний монолог, то мотивы поступков
Интересно, что дети, которые появляются в книге, мыслят в духе своего времени и обстоятельств. Мальчик хочет убить мышонка – не потому что он жесток, а потому что знает: мыши портят хлеб. Он рассуждает как крестьянин, явно копируя манеру взрослых. Девочка, наоборот, жалеет мышонка, в ней действует не рациональное, а эмоциональное начало. Поняв, что уговорить мальчика отпустить мышонка невозможно, она находит выход: отправить его в путешествие на кораблике. Так начинается путь Пика, который динамично и драматично описал Виталий Бианки.
Дальше читатель наблюдает за плаванием крошечного суденышка, за приключениями крошечного пассажира – вовсе не веселыми, а страшными и опасными. Бианки показывает детям, как опасен мир для зверьков, что им угрожает. Пик чуть не попадает в лапы чайкам, потом появляется щука со страшными зубами. Ее, в свою очередь, хватает хищная птица. Так мышонок спасается: благодаря обстоятельствам, а вовсе не своей храбрости, ловкости или сообразительности. Бианки правдив: нет таких качеств у крошечного зверька, есть желание спасти свою жизнь, огромный страх и инстинкты, которые ему помогают.
Впереди у Пика еще много опасностей: змея, большой ястреб и совсем крохотный, но хищный жулан. Мышонка спасает шерстка-невидимка, осторожность и опыт, которым он стремительно обрастает. Бианки пользуется самыми разными языковыми средствами: описывает звуки и запахи, иногда это похоже на стихотворение. Ритм текста меняется, он то набирает скорость, то неспешно плывет. Все зависит от обстоятельств, в которых оказывается маленький герой.
Пику пришлось пережить много опасностей, он был ранен, его выгнали мыши другой породы, он попался в мышеловку и смог сбежать. А очутился в конце концов в том самом доме, где жили ребятишки, что пустили его в плавание на кораблике.
Мальчик и девочка привязываются к мышонку. Им нравится, что он свистит. Бианки поясняет: происходит это не потому что Пик любит петь, а из-за давней его раны. Этим писатель и заканчивает повесть: мирной дружбой детей и мышонка.
И получилось у него очень живо, правдиво, тонко, без лишней жалостливости, но с важным, хоть и не дидактическим акцентом: нужно беречь животных, дружить с ними и никогда не использовать для собственного удовольствия. Они – не игрушки.
Тамара Михеева «Бельчонок Тинки»
Эту же мысль продолжает замечательная современная детская писательница Тамара Михеева. Герой ее книги – отважный, даже, наверное, отчаянный Бельчонок. С ним тоже случается множество приключений.
Здесь автор делает героя ближе к маленькому читателю. Мы читаем о том, что думает Тинки, как общается с мамой и сестрами. У него есть друзья и есть характер: важные детали, которые помогают ребенку найти общее с героем, проникнуться к нему симпатией. При этом автор много и увлекательно рассказывает о жизни белок: как они строят жилища, запасают еду. Но главное здесь все-таки – сам Тинки, его самоволие и непослушание. Как водится, наказывает его не взрослый, а сама жизнь: бельчонок заблудился, упал в реку, попал в незнакомые места и, кажется, навсегда потерял маму и сестренок.
Тинки чуть не съела сова, чуть не затоптало коровье стадо, его поранила куница. Он голодал и мерз, зализывал порванный бок, отчаянно скучал и боялся. А в это время его родные все дальше уходили в поисках пищи.
Вторая часть книги рассказывает о приключениях бельчонка в городском парке. И здесь маленький читатель узнает важные и неочевидные вещи о том, как меняются звери, которые живут рядом с людьми. Тинки перестает запасать орехи, привыкает к людям и даже начинает их дразнить. Ему все нипочем, сам себе он кажется ловким и бесстрашным, ему очень нравится, что добрая девочка с мамой приходят его кормить. Но однажды выясняется, что не все люди добрые.
Звери – не игрушки. Они созданы не для развлечения людей. Это непросто, но так важно объяснить и показать детям
Тинки ловят и сажают в клетку. Тамара Михеева мастерски описывает его страх, непонимание, тоску. Бельчонка продают человеку, который использует зверька для фотографий за деньги. И опять та же мысль, важная, хотя и не всегда очевидная: звери – не игрушки, не атрибуты для фотосессии. Они созданы не для развлечения людей. Это непросто, но так важно объяснить и показать детям.
Эту истину не без труда и внутреннего сопротивления принимает маленькая девочка, которая кормила Тинки в парке. Она полюбила его и с помощью мудрой мамы осознает: белке не место в городской квартире, как не место в клетке. Дом и есть клетка для зверька. Он должен жить на свободе, для которой создан. И девочка с болью, со слезами отпускает Тинки.
Это самое главное в книге, важнее даже счастливого воссоединения бельчонка с семьей. Это важный посыл для нас, больших и маленьких, считающих себя умными, развитыми, прогрессивными, гуманными. Заботиться, не навязывая и не ущемляя, знать о характере и повадках животных не для того, чтобы приманивать их и использовать, а для того, чтобы беречь и защищать. Как братьев меньших.
Мария Минаева
25 ноября 2024 г.
Также с детьми читайте вместе:
Мария Минаева Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева Учиться счастью у Крота и Крыса
Марина Шмелева Наука жить в баснях Крылова
22 ноября во 2в классе уже с утра было волнение. В класс пришёл папа Бротцман Ксении. «Что случилось?» - недоумевали ребята. А оказалось, что Игорь Викторович пришёл, чтобы прочитать отрывок из повести «Первоклассница», которую написал Евгений Шварц. (Кроме этой повести у этого автора 22 пьесы, 14 сценариев для фильмов и мультфильмов). Из прочитанного отрывка ребята узнали о девочке Марусе, которая поступила в первый класс, о том, что в школе Марусю ожидало много интересного и волнительного - знакомство с учительницей, дружба с одноклассницами, увлекательные уроки и шумные переменки. Во время обсуждения второклассники с лёгкостью ответили на вопросы папы, сделали вывод, что обязательно дочитают повесть и вместе с героиней будут учиться ответственности, дисциплине, целеустремленности и умению выстраивать отношения с окружающими. В конце занятия учащиеся раскрасили замечательные картинки, связанные с темой повести. Надеемся, что папы учащихся 1-2 классов подключаться к нашему проекту «Читающие родители – читающие дети» и порадуют ребят своим чтением.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Сегодня, 13 ноября, во 2а класс пришла мама Алиханян Артёма и прочитала русскую народную сказку «Сивка-Бурка», на которой выросло немало детей. На бумаге сказка была впервые записана в середине XVIII века. Известность получила благодаря собирателю фольклора А. Н. Афанасьеву, опубликовавшему несколько вариантов сюжета в сборнике «Народные русские сказки» (1855—1863). Имеется несколько вариантов литературной обработки народной сказки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М.А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения. Переработки сказки часто публиковались в лубочных книжках для народа.
В сказке, которую прочитала ребятам Лариса Артуровна, рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего все зовут Иванушка-дурачок, а двое старших братьев над ним постоянно потешаются. Однако только именно он поймал вора. Им был необычный конь Сивка-Бурка, который за свободу обещал служить Ивану. Благодаря волшебным умениям Сивки-Бурки простой крестьянский паренек смог выиграть все состязания и жениться на царевне. После прочтения второклассники обсудили поведение героев, ответили на вопрос, почему именно Иван смог «приручить коня», какие качества характера ему в этом помогли. В конце занятия сделали вывод: сказка учит добру, трудолюбию, сообразительности и верности своим обещаниям.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
«Денискины рассказы» Драгунского легким движением мысли автора приоткрывают завесу повседневной жизни детей, их радостей и волнений. Общение со сверстниками, отношения с родителями, различные происшествия в жизни – вот, что описывает Виктор Драгунский в своих произведениях. Весёлые истории с чутким видением важных мелочей, свойственным автору, занимают особое место в мировой литературе. Писатель известен своей способностью во всём видеть хорошее и замечательно объяснять детям, что действительно хорошо, а что – плохо. Поэтому родители очень часто выбирают для чтения детям рассказы Виктора Драгунского. Дмитриева Кристина Аркадиевна, мама ученицы 2б класса Дмитриевой Елизаветы, прочитала рассказ «Тайное становится явным». Затем ребята посмотрели мультфильм, снятый по этому произведению, обсудили поведение героев, сделали выводы.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Книжный челлендж проводится в рамках реализации проекта «Читающие родители – читающие дети».
Челлендж – в пер. с англ. вызов – это совершение какого-то действия и привлечение к его повторению других людей.
Целью и задачами челленджа является продвижение семейного чтения через приобщение детей и их родителей к классической и современной отечественной и зарубежной литературе; привлечение семьи к систематическому чтению; формирование круга семейного чтения.
Правила: семьям предлагается найти книгу по предложенной теме, записать видеопрочтение родителем ребёнку отрывка из книги, отправить видеозапись классному руководителю или педагогу-библиотекарю для размещения на школьной странице ВКонтакте под хэштегом #Читаемсемьёй. Запись отрывков можно отправлять несколько раз в месяц. Вначале записи назвать автора и название книги. Подсоединится к книжному челленджу можно в любом месяце.
Список тем для выбора книги по месяцам:
Ноябрь – книги о семье, детях, доме;
Декабрь – книга, по которой сняли мультфильм;
Январь – книга-юбиляр 2024-2025 гг.;
Февраль – книга, которая нравится и родителю, и ребёнку;
Март – смешная книга;
Апрель – книга, основанная на реальных событиях, которые могли произойти в жизни.
Результаты участия семей в книжном челлендже будут учтены при подведении итогов конкурса «Лучшая читающая семья»
25 октября, в последний день четверти, во 2д классе состоялось интересное мероприятие, на которое были приглашены мамы - Корольцова Юлия Владимировна и Молодцова Елена Евгеньевна. Всю четверть ребята перед уроками, дома читали сказки из предложенного учителем списка, вели «Читательский дневник», потом отвечали на вопросы по тексту. За свою работу они получали «читалыши». В этот день ребята обменивали заработанные «читалыши» на призы. Лучшие читатели четверти награждены Грамотами. Пожелаем удачи ребятам в дальнейшем знакомстве с интересными книгами.
Родителей и ребят, учащихся 1-2 классов, приглашаем принять участие в книжном челлендже «Читаемсемьёй». Правила просты: подобрать книгу по теме: дом, семья, дети, а затем записать видеопрочтение родителя ребёнку или совместно с детьми, не забыв в начале записи назвать автора и название произведения.
Подробнее можно узнать в рубрике «Читающие родители – читающие дети»
В последние дни четверти учащихся 2е класса посетила Фролова Светлана Викторовна. Для чтения ребятам она выбрала рассказ Нины Артюховой «Совесть заговорила». А как Совесть может говорить, она ведь не человек? Такой вопрос задали дети Светлане Викторовне, когда услышали название книги. По мере прочтения вопросов стало ещё больше, когда услышали слова из книги: «А тут ещё председатель совета отряда Серёжа Конёнков и звеньевой Витя Ивашов, Димины попутчики, пилили его с двух сторон, как будто напополам хотели разрезать большой пилой, без всякого снисхождения». Светлана Викторовна рассказала ребятам, кто такие пионеры, показала пионерский галстук. Удивление ребят вызвала «говорящая совесть»: «…совесть есть у каждого человека. Только иногда совесть засыпает, и люди забывают о ней, а потом совесть пробуждается и начинает говорить...».
После прочтения рассказа, ребята обсудили поведение героев, и ответили на вопрос, который задала автор в конце повествования: «… есть ли у Димы совесть и может ли совесть заговорить?». Ребята приняли решение – выполнять задания самостоятельно, а не списывать у друзей или с ГДЗ.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Учащиеся и родители 2к класса присоединились к проекту «Читающие родители – читающие дети!». К ребятам в класс пришла Чукреева Тамара Владимировна, чтобы познакомить ребят с интересной книгой Виктора Голявкина «Наши с Вовкой разговоры». В этой книге автор рассказывает о дружбе двух мальчиков, которой не мешает двухлетняя разница в возрасте. Пока один малыш готовится к школе и учит буквы, его старший товарищ с гордостью примеряет значок октябрёнка. Ребята увлеченно беседуют о важных вещах, придумывают интересные развлечения и всегда помогают друг другу. Тамара Владимировна рассказала, кто такие октябрята, а по окончанию каждого рассказа ребята обсуждали поведение героев книги. Второклассники и сами захотели прочитать рассказы из этой книги по ролям. Надеемся, что у них всё получиться!
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
В нашей школе в прошлом году был начал проект для первоклассников и их родителей «Читающая мама». В этом году проект получил своё развитие: к встречам с родителями и учениками подключились учащиеся первых-вторых классов. Командой, состоящей из администрации, педагога-библиотекаря был разработан проект «Читающие родители – читающие дети». Данный проект был представлен на региональный этап Всероссийского конкурса «Самая читающая школа». Из 24 проектов наш проект занял призовое третье место. К сожалению, это не даёт возможность нашему проекту принять участие во Всероссийском конкурсе (по Положению о Конкурсе на федеральный этап от области необходимо направить «не более двух работ», поэтому на федеральный этап будут направлены проекты, занявшие 1 и 2 место), но мы получили одобрение региональной комиссии и будем продолжать его реализовывать на пользу родителям, детям и педагогам. Ведь мы все знаем, что «Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Результаты отборочного тура можно посмотреть здесь: https://www.irro.ru/structure/20489/
«Денискины рассказы»— цикл рассказов советского писателя Виктора Драгунского, посвящённый случаям из жизни дошкольника, а затем ученика младших классов школы Дениса Кораблёва. Прототипом главного героя рассказов стал сын писателя, Денис Драгунский, впоследствии известный журналист и драматург; в одном из рассказов упоминается рождение младшей сестры Дениса Кораблёва Ксении, прототипом которой стала дочь Виктора Драгунского Ксения Драгунская, также впоследствии известный драматург. Как писал Юрий Нагибин в юбилейном очерке о Драгунском, «Денискины рассказы» выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывшемуся перед ним миру детства»..
С этой замечательной книгой в 1 д класс пришла мама Тюриной Дианы- Тюрина Татьяна Григорьевна. Она познакомила ребят с этой интересной книгой, рассказала, для кого Драгунский её писал, а потом началось настоящее веселье при просмотре детского юмористического журнала «Ералаш» про папу, который делал за мальчика математику. В конце встречи ребята рассказывали свои смешные истории, которые с ними происходили. На этой позитивной ноте и закончилась встреча с мамой. Ребята с нетерпением ждут новых встреч с мамами и их чтением.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
18 октября нашу школу посетила мама Кунгуровой Дарьи, ученицы 2в класса. Она пришла к ребятам, чтобы прочитать рассказ известного детского писателя В. Драгунского На книгах Виктора Драгунского выросло не одно поколение детей. А что мы про него знаем? Оказывается, он родился в Нью-Йорке, но через год семья вернулась в Россию. Виктора Драгунского учили с детства выразительно читать стихотворения и пародировать. Иногда мальчик играл в спектаклях, и у него всегда была тяга стать актёром. Виктор Драгунский дружил с актёрами цирка и какое-то время там работал. Он играл в кино и был принят в театр. Будущий писатель даже решил создать свою труппу, и многие актёры были рады поучаствовать. Ведя театральную жизнь, Виктор Юзефович одновременно пишет произведения. Вначале он создаёт юмористическую литературу для взрослых. И только с 1959 года писатель посвящает себя детской литературе — придумывает забавные рассказы о мальчике Дениске и его друге Мишке, которые собираются в сборник под названием «Денискины рассказы». Все рассказы написаны от лица самого героя Дениски. Это познавательные, а самое главное — поучительные истории о жизни детей. Вот одну из таких поучительных историй прочитала Елена Владимировна. Она называется «Всё тайное становится явным». Ребята с интересом прослушали рассказ, побеседовали, обсудив поступки главных героев, а потом отгадали кроссворд по произведению.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Наш проект «Читающие родители – читающие дети» продолжается. Сегодня в 1 А приходила Федорова Жанна Робертовна. Она читала сказку Ксении Горбуновой «Добрый великан». Эта история о великане Патиссоне, который вырос из настоящей тыквы. Он знает множество сказок и с радостью делится ими. Его душа настолько огромная, что вмещает в себя любовь ко всем людям, и даже когда они предают его, он не перестает любить их. .“Добрый великан” – не просто сказка. Она написана на языке притч, поэтому сразу достигает сердца. И детского, и взрослого. И как сказала одна из читательниц этой книги: «Очень хочется сказать, что дети, слушающие и читающие такие сказки, счастливые маленькие люди. Я, как мама, получила массу удовольствия от невероятной комбинации изумительных иллюстраций и милейшего текста». Первоклассники с удовольствием слушали сказку, обсудили сюжет, поступки героев и их силы. В заключении Жанна Робертовна предложила детям подумать над вопросом «В чём ваша сила?».
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Реализация проекта «Читающие родители – читающие дети» продолжается. Эстафету посещения первоклассников поддержали учащиеся 1г класса. Сегодня у ребят прошёл необычный урок: проводила урок мама, Овсянникова Светлана Викторовна. Для чтения она приготовила сказку известного зарубежного автора Д. Биссета «Первый снег». Эта сказка про девочку Аминат, которая жила в Африке и никогда не видела снег. Однажды Амината гуляла со своей собакой Кунуллу в саду. Ей было грустно-грустно. Помочь Аминате развеселиться и увидеть снег помог Южный ветер, который полетел на Север. Ребята сопереживали Аминате, когда ей было грустно, и радовались, когда она смогла увидеть снег. На этом чудеса в классе не закончились, началось настоящее волшебство: ребята сами сделали искусственный снег!
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
4 октября, в день проведения областной акции «День чтения», к ребятам из 1б класса пришла мама, Голубцова Алина Владимировна. Акция проходила под девизом: «Родной край, читай!», поэтому для чтения педагог-библиотекарь порекомендовала сказ уральского сказителя П. П. Бажова «Серебряное копытце». Ребята познакомились с устаревшими словами, которые Бажов использовал в сказе, узнали о детстве писателя. Оказывается, учёба в начальной школе, чтение книг постепенно открыли перед Павлом мир более широкий и интересный, чем тот, который он знал. Из книг он узнал, что на свете существуют дальние страны, большие города, перед ним открылся прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина. Любовь к книгам, малой Родине Бажов пронёс через всю свою жизнь, воплотил в своих сказах.
Прочтение сказа «Серебряное копытце» сопровождалось презентацией с иллюстрациями. Первоклассникам понравился сказ, и они нарисовали к нему иллюстрации, которые потом разместили на выставке.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
В рамках реализации Десятилетия детства в Российской Федерации, Года Семьи в Российской Федерации в России проходит конкурс «Лучшая читающая школа России». Цель конкурса: выявление, поощрение и распространение лучших практик образовательных организаций Российской Федерации, эффективно популяризирующих книгу и чтение.
Наша школа приняла решение принять участие в данном конкурсе, т.к. в прошлом году с успехом был реализован проект «Читающая мама». Каждую неделю к первоклассникам приходили мамы и знакомили ребят с лучшими произведениями российских и зарубежных авторов.
В этом году проект получил своё продолжение, а также дополнился новыми конкурсами, акциями и получил название «Читающие родители – читающие дети». Проект нацелен на формирование у всех участников образовательных отношений понимания значения чтения, литературы в воспитании детей, развития интереса к формированию у детей желания читать, овладения способами формирования читательского интереса у детей в семье.
В поддержку нашей школы – участницы всероссийского конкурса «Самая читающая школа России» - на имя директора школы пришло письмо от автора и лидера проекта «Самосознание. Мудрая школа», кандидата экономических наук, профессора Долиной Н.В., которое мы публикуем.
Вне зависимости от того, получит ли наш проект заслуженную оценку, в школе он продолжается. Сегодня консультацию по проведению Дня чтения, методические материалы у педагога-библиотекаря получила мама ученика 1б класса. Мама будет знакомить ребят со сказом П. П. Бажова «Серебряное копытце». Надеемся, что урок пройдёт интересно и плодотворно.
Сегодня в школу в рамках проекта «Читающие родители – читающие дети» к учащимся 2а класса в гости пришла мама Бутылова Льва Алёна Сергеевна. Для чтения она приготовила русскую народную сказку «Каша из топора». Выбор сказки был не случайным, ведь именно русские народные сказки воспитали не одно поколение детей, так как всегда отличались не просто интересным, но в первую очередь поучительным содержанием. Под эти сказки каждый вечер засыпали наши родители, бабушки и дедушки, и сегодня они остаются такими же актуальными.
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая не захотела накормить его ужином. Тогда служивый не растерялся: предложил сварить ей кашу «хоть из топора». Старуха удивилась, но согласилась. Через некоторое время и она, и солдат были сытыми, а бабка и не почувствовала подвоха.
Ребята посмотрели презентацию по иллюстрациям к сказке, обсудили действия героев, сделали вывод: сказка заряжает умением находить выход из любого обстоятельства, не терять при этом чувство юмора и общаться так, чтобы человек чувствовал себя вполне комфортно.
4 октября в области в десятый раз будет проходить областной День чтения под девизом: «Родной край, читай». Ждём в этот день родителей первоклассников с чтением книг уральских авторов.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
Сегодня, 25 сентября, первоклассники собрались в актовом зале на презентацию проекта «Читающие родители – читающие дети», который реализуется в нашей школе уже второй год. В гости к ребятам пришли сказочные герои Баба Яга и Иванушка. Вместе с ведущими они рассказали об основных конкурсах, акциях, которые будут приходить, а потом узнали, как ребята знают сказки. Каждому классу задавали вопросы по сказкам, на которые ребята с лёгкостью отвечали. Не смогли вспомнить только авторов некоторых сказок. В конце мероприятия ведущие пожелали ребятам: «Книжки чаще открывайте, ежедневно их читайте, а также приглашайте своих мам и пап на День чтения в школу!»
В прошлом учебном году в нашей школе успешно стартовал проект «Читающая мама». Поскольку стержневой формой реализации проекта являлся «День чтения», своеобразным слоганом проекта стали слова Григория Остера «Читайте детям не нотации, а книги». Каждую неделю к первоклассникам приходили мамы, бабушки и читали произведения советских и российских авторов по своему выбору из предложенного педагогами списка. Чтение вслух детских книг способствовало развитию у обучающихся, которые только начали постигать азы науки чтения, образных представлений, воздействовало на эмоциональную сферу их восприятия. Оно помогало заинтересовать ребенка, вызвало у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, приучало к внимательному слушанию текста.
На родительской общешкольной конференции «Радуга» были отмечены мамы-победительницы конкурса «Читающая мама».
В этом учебном году проект получил новое наполнение и название «Читающие родители – читающие дети».
Цель проекта: формирование позитивного отношения школьников к традиционным базовым семейным ценностям, включенность родителей в воспитательную деятельность учителя, направленную на сохранение и укрепление семейных ценностей.
«День чтения» останется стержневой формой реализации проекта, мы приглашаем принять в нём участие не только мам, но и пап обучающихся первых и вторых классов.
В рамках проекта будут проходить конкурсы «Читающая мама», «Читающий папа», «Лучшая читающая семья», «Читатель года», «Лучший читающий класс». Для обучающихся и их родителей состоятся библиотечные мероприятия: уроки, игры, Акции, книжный челлендж, творческие конкурсы.
Во вкладке главного меню «Читающие родители – читающие дети» можно познакомиться с примерным списком литературы для чтения, рекомендациями по чтению произведения детям дома и в классе, с Положениями различных конкурсов. Консультацию по выбору произведения и проведения «Дня чтения» можно получить у школьного педагога-библиотекаря.
«Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – знак того, что в этой семье будет царить добрая атмосфера».
215 лет первой публикации басен И. А. Крылова
195 лет со дня издания повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
190 лет со дня выхода сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»
190 лет сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», 195 лет написания сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»
175 лет со дня публикации сказки Г.Х. Андерсена «Оле-Лукойе»
1.1. Конкурс «Самый читающий класс» (далее - Конкурс) проводится ежегодно в рамках реализации проекта «Читающие родители – читающие дети».
1.2. Настоящее Положение является основным документом для проведения Конкурса и определяет его цели и задачи, состав участников, сроки организации и проведения, критерии оценки, порядок конкурсного отбора и награждения победителей.
1.3. Основными целями и задачами проведения Конкурса являются:
- утверждение роли и значимости семьи в российском обществе;
- приобщение детей к книгам и чтению;
Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способности как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец, чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.
От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя и своё место в жизни.
Вступительная беседа: небольшой рассказ об авторе произведения, факты, касающиеся истории написания книги, рассказ о том, как вы впервые прочитали её и почему решили познакомить с ней детей. Вступительная беседа должна заинтриговать ребенка, вызвать любопытство и настроить на позитивное отношение к последующему совместному чтению.
Чтение: чтобы ребята могли полноценно воспринять литературное произведение, нужно постараться эмоционально передать характеры героев. «Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов». Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу можно показать во время вступительной беседы, остальные – в ходе беседы по содержанию текста.
Какую бы профессию в будущем ни выбрал ребенок, знания об устройстве нашего мира — признак образованного и культурного человека. Поэтому важно направить детскую любознательность в благое русло и вовремя предложить познавательные и яркие книги о науке. Они развивают интеллект, логическое мышление, прививают интерес к науке и знаниям.
Но чтобы научно-популярная книга понравилась ребенку, по-настоящему заинтересовала его и стала надежным учителем — нужно подбирать ее, ориентируясь на возраст и особенности ребенка на каждом этапе развития.
При выборе научно-популярной литературы для младших школьников, советуем родителям обратить внимание на следующие моменты:
«Самая читающая семья»
1.1. Конкурс «Самая читающая семья» (далее - Конкурс) проводится ежегодно в рамках реализации проекта «Читающие родители – читающие дети».
1.2. Настоящее Положение является основным документом для проведения Конкурса и определяет его цели и задачи, состав участников, сроки организации и проведения, критерии оценки, порядок конкурсного отбора и награждения победителей.
1.1.Школьный конкурс по пропаганде чтения-слушания детской литературы «Читающий папа» (далее – Конкурс) проводится в рамках реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р, и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715, разработанной в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). для формирования читательской грамотности и речевой культуры, и направлен на популяризацию семейного чтения, повышение компетенций родителей в данной области.
Проведение конкурса призвано привлечь внимание к возрождению отечественных традиций семейного чтения, как основы нравственного и патриотического воспитания детей.