Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru

Мы все знаем поговорку про «яблоко от яблони» и ей подобные. И знаем, что это действительно работает: дети, у которых дома не принято, например, говорить близким «доброе утро» или благодарить после трапезы, не делают это нигде и очень удивляются, когда им на такие вещи указывают. Семья – главная среда, где формируется человек.

Но вот с чтением все не так просто. Есть читающие дети читающих родителей. Есть нечитающие дети читающих родителей или наоборот. И зависит это от совокупности факторов. Рассмотрим все эти случаи.

Родители читают, и дети тоже

Чаще всего бывает именно так. Ребенок впитывает ценности родителей, стремится быть похожим на них. Поэтому книги становятся важной частью его жизни.

Еще читающие родители чаще всего хотят, чтобы ребенок читал тоже и создают для этого благоприятную среду. Они покупают книжки, читают вместе с малышом с раннего возраста, беседуют о прочитанном и вообще замотивированы всячески поощрять этот процесс. Все эти усилия не пропадают даром, и книги становятся частью жизни ребенка.

Тут играет роль, в общем-то, очень простая вещь: книга и ее содержание – ценность для самого родителя. Он транслирует это естественно, без формальных установок типа «читать полезно», «читать нужно, чтобы грамотно говорить», «читать важно, чтобы меня считали образованным». Человек просто любит книги, ему в удовольствие проводить время за чтением, и он прививает это ребенку. Не намеренно – своим собственным образом жизни.

Мои родители читали всегда. Поэтому для меня не было ничего естественнее, чем мама с томиком стихов или папа, который смотрит на меня поверх очков, отрываясь от «Истории Русской Церкви» митрополита Макария или сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова).

И наоборот: очень сложно сделать чтение частью своей жизни, если дома нет ни одной книги, а фоном постоянно играет телевизор. Именно ценность явления для значимых взрослых определяет интерес к нему ребенка.

Родители читают, а дети нет

Да, так бывает. И вот тут уже появляется несколько интересных сценариев.

Иногда родители читают так, что дети этого не видят. Чаще всего происходит так: мама укладывает ребенка, а потом садится за книгу, чтобы он ей не мешал. Конечно, неудобно, когда тебя отвлекают, но ребенок не видит живой пример заинтересованности чтением, поэтому и сам им не особенно интересуется.

Исправить это легко: пусть ребенок видит чтение родителей, хотя бы в терапевтических целях. Почитайте рядом с ним 5–10 минут, а если будет отвлекать – объясните, почему вам так интересно.

Ребенок не может полюбить то, к чему его принуждают угрозами, криками и наказанием

Иногда родители считают чтение очень важной областью жизни и слишком давят на ребенка. Они могут отрывать его от игры или мультфильма ради книги, кричать и наказывать чтением, заставлять слушать, когда он хочет заняться чем-то другим. Делают они это с благими намерениями, потому что сами любят читать, но получается не то, чего бы они хотели. Ребенок не может полюбить то, к чему его принуждают угрозами, криками и наказанием.

Это тоже можно исправить: надо постараться сделать чтение удовольствием для ребенка. Читать понемногу, в те моменты, когда он в настроении, заранее предупреждать о том, что планируете сесть с ним за книгу, не отрывать от игры, дать досмотреть мультфильм. И главное: не создавать вокруг книги нервозную атмосферу.

И третий, самый сложный случай: родители читают, но у них нет доверительных отношений с ребенком. Они мало разговаривают с ним, мало слушают его, мало интересуются его внутренним миром. Иногда в таких случаях дети как бы уходят в свои миры, живут отдельной от родителей жизнью. А чтение остается занятием отстраненных и холодных родителей.

Исправить это сложнее, но возможно: взрослым нужно честно взглянуть на себя и пересмотреть свои отношения с ребенком. Когда придет доверие, вероятно, придет интерес, а потом и любовь к чтению.

Родители не читают, а дети читают

Это редкий случай, но так случается. Я знаю три реальных ситуации. Расскажу о каждой подробнее.

Мой друг, учитель истории с более чем двадцатилетним стажем, из рабочей семьи. Его родители очень хорошие простые люди. Отдых для них – не книга, а просмотр телевизора. Но сын начал читать рано. Будучи и школьником, и студентом читал очень много, а сейчас принес эту любовь в собственную семью, много читает с дочкой, она тоже любит книги.

Моя знакомая девочка-подросток читает, хотя в семье над ней подсмеиваются и считают, что она портит глаза. Причина любви к книгам – учительница русского языка и литературы, которая ведет книжный клуб, много общается с девочкой вне уроков и советует ей книги. К слову, в книжном клубе девочка одна такая, из нечитающей семьи.

Еще одна знакомая девочка, ровесница моей старшей дочки, из неблагополучной семьи. Мама и папа пьют, дома разруха, один раз органы опеки уже изымали ребенка из семьи. У девочки нет своего телефона, почти нет друзей, зато есть доступ в школьную библиотеку. Там она берет книги и погружается в их миры, сбегая из мира реального.

Как подавать пример в чтении

Главное, чтобы читать нравилось всем участникам процесса. Пример ради примера, через «не могу» и «не хочу», с раздражением и без интереса не сработает: дети прекрасно чувствуют такие вещи. Они быстро теряют интерес к тому, что родители в душе не считают важным, но делают вид, что заинтересованы.

Пример ради примера, через «не могу» и «не хочу», с раздражением и без интереса не сработает: дети прекрасно чувствуют такие вещи

А еще дети впитывают разговоры о книгах. Если мама рассказывает папе, почему ей понравился или не понравился герой, а папа пересказывает маме какой-нибудь интересный эпизод из прочитанного, ребенок, играющий рядом, улавливает такие вещи. Он может играть или рисовать, никак не участвуя в происходящем, но в его голове откладывается, что чтение – важная и интересная вещь, ведь папа и мама об этом разговаривают.

Пример должен быть живым и естественным, не вымученным и не спланированным. Только так он работает: мы повторяем то, что нас цепляет и восхищает. Особенно когда мы еще не взрослые.

Мария Минаева

3 февраля 2025 г.

Обратная связь