Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение оценивают, если оно содержит от 350 слов и написано самостоятельно. Работу оценивают по таким критериям, как «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность».

▪️Первые два критерия – основные. По ним нужно получить «зачет», чтобы работа была зачтена. Если по одному из них выставят «незачет», работа в целом зачтена не будет. Работу не зачтут также, если дополнительно не будет «зачета» по одному из других критериев.

▪️Критерий «Соответствие теме» показывает, что ученик отвечает на вопрос, который поставлен, в его работе прослеживается конкретная цель высказывания.

▪️Критерий «Аргументация. Привлечение литературного материала» позволяет проверить умение школьника строить рассуждение, доказывать свою позицию.

▪️Критерий «Композиция и логика рассуждения» показывает, умеет ли ученик логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. Если грубые логические нарушения мешают понять смысл сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, будет поставлен «незачет».

▪️Критерий «Качество письменной речи» подразумевает, что в сочинении должны быть четко выражены мысли, использована разнообразная лексика и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблены термины.

▪️ Критерий «Грамотность» дает возможность оценить грамотность выпускника. «Незачет» поставят, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более 5 ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

В закрытом банке тем итогового сочинения содержатся почти 2 тысячи тем. Они по-прежнему распределены по трем разделам: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». В последний раздел к имеющимся подразделам «Природа и человек», «Наука и человек», «Искусство и человек» добавили подраздел «Язык и языковая личность».
Раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человек, как и ранее, содержит подразделы «Внутренний мир человека и его личностные качества», «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом», «Познание человеком самого себя», а также «Свобода человека и ее ограничения». В раздел, посвященный семье, обществу и Отечеству в жизни человека, включены подразделы «Семья, род; семейные ценности и традиции», «Человек и общество», «Родина, государство, гражданская позиция человека». Каждый комплект тем итогового сочинения содержит по две темы из каждого раздела банка.

📍Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Темы третьего раздела «Природа и культура в жизни человека», в который добавили новый подраздел, связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими вопросами, экологическими проблемами. Они побуждают учащихся рассуждать об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке и языковой культуре.

Благодаря темам данного раздела школьники задумаются о миссии художника и ответственности человека науки, о значении великих творений искусства и научных открытий. Подобные размышления позволят осмыслить роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей. В сочинении можно будет изложить свое мнение относительно взаимодействия человека и природы, направлений развития культуры, влияния искусства и новых технологий на человека.

Темы раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» по-прежнему остаются связанными с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; побуждают детей рассуждать о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности, о смысле жизни.

📍Обновленный образец комплекта тем 2023-24 учебного года

Комплект тем итогового сочинения содержит по две темы из каждого раздела банка тем в следующей последовательности: темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека». Учащемуся предстоит выбрать только одну из предложенных тем, в бланке регистрации и бланке записи указать ее номер, в бланк записи итогового сочинения переписать название выбранной темы. Рекомендуемый объем сочинения составляет от 350 слов. Если работа содержит менее 250 слов (считаются в том числе и служебные слова), то за такую работу ставится «незачет».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). В рамках заявленной темы необходимо сформулировать и доказать свою позицию, подкрепив ее аргументами. Для этого можно использовать литературные произведения, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику. Важно правильно выстроить композицию сочинения, соблюсти речевые и орфографические нормы. Текст должен быть написан разборчиво.

Совсем скоро, уже 6 декабря, состоится итоговое сочинение для одиннадцатиклассников. Напоминаем о темах итогового сочинения этого учебного года, внесенных изменениях, а также о критериях оценивания этой работы.

В текущем учебном году изменилось расписание итогового сочинения (п. 22 и 30 Порядка ГИА-11). Теперь второй дополнительный срок назначен на вторую среду апреля – это будет 10 число. Первым дополнительным днем написания является 7 февраля. Основной срок итогового сочинения остался прежним – первая среда декабря, это 6 декабря 2023 года (п. 22 Порядка ГИА-11).

Вход в аудиторию открыт с 9 часов утра. На написание работы выделяется время с 10 часов. Для выполнения дается 3 часа 55 мин. Участникам с ОВЗ, детям-инвалидам на написание работы дополнительно выделяют 1 час 30 мин. Опоздавшим время написания не продлят, инструктировать не будут, но расскажут, как правильно заполнять бланки. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, ручку с черной пастой, при необходимости – лекарства и питание, для ребят с ОВЗ – специальные технические средства.

📍Структура закрытого банка тем итогового сочинения

Комплекты тем итогового сочинения в текущем учебном году сформируют из пополняемого закрытого банка тем. В эти комплекты войдут темы прошлых лет и новые, которые разработаны в 2022 и 2023 годах. В раздел третий «Природа и культура в жизни человека» добавили новый подраздел – «Язык и языковая личность». По этой причине уточнили комментарий к разделу. Открытый банк итогового изложения пополнили новыми текстами. В текущем учебном году неизменными останутся порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения).

На сайте ФИПИ размещена (https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie) подробная информация о структуре закрытого банка тем итогового сочинения, а также комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения. Здесь можно найти обновленный образец комплекта тем 2023-24 учебного года и критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение)

В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.

По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.

Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.


На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения (уточнена)
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения (уточнены)
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года (обновлен)
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (без изменений)

Письмо Рособрнадзора № 04-303 от 21.09.2023 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
  2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

Обратная связь