Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru
  • Структура:

Вступительная беседа: небольшой рассказ об авторе произведения, факты, касающиеся истории написания книги, рассказ о том, как вы впервые прочитали её и почему решили познакомить с ней детей. Вступительная беседа должна заинтриговать ребенка, вызвать любопытство и настроить на позитивное отношение к последующему совместному чтению.

Чтение: чтобы ребята могли полноценно воспринять литературное произведение, нужно постараться эмоционально передать характеры героев. «Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов». Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу можно показать во время вступительной беседы, остальные – в ходе беседы по содержанию текста.

 

Беседа по прочитанному: после прочтения провести беседу, чтобы понять, как дети поняли произведение, поступки героев. Сформулировать вопросы так, чтобы возникло обсуждение, появились различные мнения. Обратить внимание на мотивы поступков героев. Можно задать вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности, н-р: «Какое интересное слово в рассказе – «схватил». Почему «схватил», а не «взял»? В конце беседы задать вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Например: зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ? Почему писатель так назвал это произведение?

Разыгрывание ситуаций приобретение социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений. Например: при прочтении произведения В. Осеевой «Синие листья» предложить детям разыграть ситуацию: попроси линейку, ручку и т.п.

Задания: Младшие школьники после прослушивания художественного произведения любят рисовать, рисунок помогает им вновь пережить прочитанное, восстановить всё в памяти. Пусть дети рисуют всё, что хочется, что родилось в душе как отклик на этот текст. А можно предложить им нарисовать самый важный в их понимании эпизод рассказа и объяснить свой выбор, нарисовать героя по литературному портрету, изобразить пейзаж по описанию, возможно устное словесное рисование. Из готовых работ можно создать выставку, расположив рисунки по порядку действий в произведении. Ребята в течение недели будут вспоминать данное произведение.

Ребята 6-7 лет любят разукрашивать. Можно предложить разукрасить героев произведения. Данная работа развивает мелкую моторику, что очень важно при овладении письмом.

Можно предложить детям ответить на вопросы викторины, небольшого теста с учётом возможностей учащихся.

Если у детей есть желание, то можно предложить инсценировать произведение. Для этого заранее приготовить атрибуты: шапочки, маски, привлечь к этой деятельности своих собственных детей. Инсценировка поможет ребятам не только лучше запомнить и понять смысл произведения, но и развить коммуникативные навыки (вербальные и невербальные), что крайне необходимо в первые годы обучения в школе.

Создать синквейн - короткое литературное произведение из 5   строк, характеризующее предмет (тему). Можно не пугать ребят произношением и заучиванием столь сложного слова. Просто предложите им ответить на Ваши вопросы и запишите ответы. 
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА: 
- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя). 
- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку. 
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме. 
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть. 
- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. 

Игра «Вырасти дерево ассоциаций». 
Суть игры: ствол дерева – название какого-то предмета или явления. Ветви, отходящие от ствола – ассоциации, которые возникают при упоминании слова-«ствола». Отходящие от ветвей веточки – ассоциации уже к словам-ветвям и т.д. 

Игра «Подбери пословицу». Предложить детям на выбор 2-3 пословицы, обсудить их и выбрать наиболее подходящую к тексту.

Игра-викторина «Закончи слово». Называете начало слова, встречающиеся в тексте, а дети хором заканчивают.

Игра «Найди выход из лабиринта». Детям предлагаются листочки, на которых изображён «заблудившийся» герой произведения. Дети отмечают карандашом дорогу, по которой он может выйти.

Игры на запоминание букв: «Дорисуй картинки с буквой «ш», «Найди букву и обведи её» и т.п. Выбирайте для игры буквы, которые чаще всего встречаются в тексте.

Игра «Собери пазл». Можно предложить детям объединится в команды и собрать пазлы по данному произведению. Такая игра развивает не только умственные способности детей, но и способствует развитию коммуникативных умений и навыков.

Игра «Подбери заплатку». Ребятам предлагается подобрать фигуру нужной формы. Эту игру можно провести как коллективно, так и индивидуально.

  1. Средства наглядности:

Презентация – помогает лучше воспринимать информацию, текст произведения.

Требования к презентации: минимум текста на слайде, т.к. не все дети умеют читать. Размер шрифта на менее 26. Цвет шрифта тёмный, не использовать более 2-х цветов. Картинки (иллюстрации) крупные, на весь слайд.

Мультфильмы смотреть после прочтения произведения или перед прочтением, но не вовремя, чтобы не отвлекать детей от слушания.

Игрушки, предметы, раскрывающие смысл произведения, изображающие героев лучше рассмотреть во время вступительной беседы. 

Обратная связь