Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Есть действенные приемы, которые помогают приобщить к книге маленьких детей. Их можно использовать все вместе или по отдельности – в зависимости от ситуации, характера ребенка, погруженности в тему родителей. Эти приемы работают: они растут из взаимной привязанности, из общения, семейных традиций. Если применять их с младенчества, вероятнее всего, ребенок будет относиться к книгам благосклонно – ну, или хотя бы не враждебно.
Но иногда случается так, что родители спохватываются, когда ребенок уже подрос, то есть стал подростком (сейчас это происходит рано: первые подростковые черты могут проявляться и в девять лет). И этот подросток не читает – вообще, никак. Даже модные нынче японские манги, даже комиксы про супергероев, даже известную сагу про маленького волшебника, которую читают все в классе. Литературу по программе он осваивает в кратком содержании или просит голосовой помощник ему пересказать, о чем там писали Тургенев и Чехов. И родители, проанализировав все это, оказываются в невозвратной точке: заставить нельзя, заинтересовать невозможно. Время упущено, ребенок вырос и презирает книжки.
Ко мне нередко приходят с этой болью. Спрашивают, как повлиять. Просят подсказать литературу. А у меня ее целые списки – интересной и хорошей, приключенческой, фантастической, прекрасно написанной, доброй и важной. И раньше я давала эти списки, надеясь, что какая-то книга захватит. Но это не работает.
С подростками, у которых сформировалось предвзятое отношение к чтению, не сработает пример. Им нет смысла что-то «подсовывать». И даже – горько это признавать! – чаще всего они насмешливо отказываются от совместного чтения со взрослыми. Им неинтересно.
То есть в мире, конечно, есть книги, подходящие им по складу и характера, и немало. Но они уже решили для себя, что ни одна из них не может их заинтересовать. А еще они привыкли к крошечным видео, которые не несут пользы, иногда даже не имеют смысла, но дают иллюзию расслабления, помогают мозгу без всяческого напряжения вырабатывать дофамин. По сравнению с ними книги, даже интересные – тяжелая работа.
Что делать в таком случае, как помочь? Расстроенные родители готовы потратить время, силы, деньги. Некоторые искренне считают, что можно нанять какого-то особого репетитора, и он поможет.
Нет такого репетитора, который научит радоваться книге увлеченного рилсами или компьютерными играми подростка
К сожалению, не поможет. Нет такого репетитора, который научит радоваться книге увлеченного рилсами или компьютерными играми подростка. Чтение – это про удовольствие, непростое интеллектуальное удовольствие. Это не конфета, это процесс, к которому нужно привыкать с детства. Во взрослом возрасте это тоже возможно, но в любом случает не сразу, не сходу. Нет волшебной таблетки, которая помогает полюбить читать.
Но кое-что все же есть. Это методы, которые подействуют не у всех – потому что все люди разные. Это методы, требующие времени: во-первых, тут работает накопительный эффект, во-вторых, подростки имеют свойство меняться, взрослеть и по-разному воспринимать реальность, например, в одиннадцать и четырнадцать лет. Но эти способы можно попробовать. Тем более у них есть побочный благотворный эффект: они сближают взрослого и ребенка. Потому что взрослому придется потрудиться.
Да, чтение с ребенком – такая штука, которую невозможно делегировать, если только у вас нет постоянной гувернантки, например, да и то возникает масса нюансов. Родителю придется тратить время и силы, но это принесет плоды. Может быть, не в виде чтения, но в виде общения с ребенком точно.
Книга как поле для дискуссий
Подросток – человек, который болезненно вырабатывает собственную систему ценностей. Раньше он жил с той, которую предлагали взрослые, верил ей, старался соответствовать. Теперь он отрицает ее – потому что хочет решать сам. В этот момент важна мудрость взрослого, его терпение и любовь, снисхождение и уважение.
Естественно, на волне протеста ребенок часто отвергает предложения почитать ту или иную книгу. Классика кажется ему устаревшей, поучительные рассказы – скучными, из многого он вырос, а до многого еще не дорос. Сложная история.
Если усадить за чтение подростка невозможно, послушайте аудиоверсию произведения – в машине, на кухне, пока готовите, где угодно
Но этот период отрицания и протеста можно использовать во благо. Попробуйте читать и обсуждать книги, спорить о них. Только дискуссия должна быть на равных: не я говорю, а ты слушаешь, потому что я умный и взрослый, а ты нет. Выслушивайте точку зрения подростка, даже если, по-вашему, он говорит откровенную чушь. Не обесценивайте, не насмехайтесь, не заваливайте высокомерно фактами. Задача – не переубедить, не победить, не утвердиться в своей взрослой правоте. Главное в такой дискуссии – диалог и дающая для него пищу книга.
Если усадить за чтение подростка невозможно, послушайте аудиоверсию произведения – в машине, на кухне, пока готовите, где угодно. Это может перерасти в нечто большее, в семейный книжный клуб, например. И пусть обсуждения будут редкими – главное, они будут.
Выбираем короткий жанр
Как и в других сферах жизни, в чтении работает принцип малых дел. Что с малышами (не читайте главами, читайте понемножку!), что с подросшими детьми. «Униженные и оскорбленные» напугают неподготовленного читателя даже просто своим объемом. Берите короткие рассказы – Брэдбери, Сэлинджера, Чехова, Куприна, Шукшина, Астафьева, Лиханова, Тэффи. Прочитать их можно за 20–30 минут, спонтанно, под настроение, обсудить походя, за ужином, в очереди, по пути на дачу.
Важный момент: в коротком рассказе смысл сконцентрирован, его можно ухватить здесь и сейчас, не нужно наблюдать за развитием сюжета, не придется вспоминать, что было в первой части. Может быть, для опытных читателей такая деталь покажется ерундой, но для не читающего современного подростка она существенна: все быстро, в моменте, без лишнего напряжения. А большое чтение придет потом – если человек полюбит книги.
Помогаем со школьной программой
Очевидный, избитый момент, но от этого не менее важный. Школьная программа по литературе очень сложная! Даже для читающих детей она непроста. Моя дочка сейчас в пятом классе, недавно она изучала рассказ Тургенева «Муму». Он разбил ее картину мира, ей было очень тяжело осмыслять его. А мне – тяжело объяснять, что собачку жалко, конечно, но вообще-то рассказ не о ней: он о власти, о достоинстве, о безысходности, о жестокости человека по отношению к человеку. Без комментария взрослых вне школы, как мне кажется, такое произведение в одиннадцать лет правильно понять невозможно.
Что уж говорить про большие романы и серьезные повести, требующие погружения в эпоху, исторического, философского, религиозного бэкграунда. Да просто человеческого опыта: благополучному шестнадцатилетнему человеку XXI века сложно понять изголодавшегося и напичканного мешаниной теорий студента, который решается на убийство. Можно, конечно, понять, но нужен разговор. А кому, как не родителям, говорить об этом с ребенком?
Оговорюсь: на уроках литературы происходят очень важные вещи, обсуждения, осмысления. Но в многолюдных классах обычной средней школы невозможно уделить внимание каждому ученику, выяснить его отношение к книге, глубину понимания. Это дело родителей.
Смотрим спектакли и экранизации
В контексте именно детского чтения мы говорим об экранизациях и театральных постановках не как о самостоятельных произведениях. Грубо выражаясь, это костыль, на который можно опереться. Сделать книгу ближе, материализовать ее, подтолкнуть свою фантазию, дать пищу анализу. Может быть, мы совсем не так представляли Евгения Базарова или Анну Каренину, как они представлены в фильмах – важно, что мы их увидели и начали о них думать.
Экранизации и театральные постановки – это не самостоятельные произведения. Это костыль, на который можно опереться
Можно спорить о качестве экранизаций в двух ключах. Первый – для продвинутого читателя и зрителя. Он, например, восхищается тем, как Иван Пырьев поставил «Идиота» с Юрием Яковлевым в главной роли, потому что в фильме передали накал страстей, характерный для книг Достоевского.
Второй вариант – просмотр-сравнение: в чем сходство с книгой, в чем различия. Он как раз для неопытных читателей: или очень юных, или тех, для кого художественная литература – темный лес и скука. Они смотрят сериал Владимира Бортко: гораздо более выдержанный, скрупулезно воспроизводящий книгу. Некоторым он кажется холодным, механистическим, но ребенку поможет увидеть героев – и понять их.
Важно смотреть фильм вместе, даже если вы его видели. Такое кино воспринимается не так, как современные супердинамичные бестселлеры. Нужно вникать, сравнивать, думать. А когда родители рядом, это делать легче.
17 декабря 2024 г.