Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru

Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способности как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец, чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.

От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя и своё место в жизни.

 

Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе любого текста, в написании сочинений. Но мало научить ребёнка читать, ему необходимо привить любовь к чтению.

Во время чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребёнок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление.

Как обсуждать с ребёнком прочитанное?

  1. Выяснить перед чтением ил во время чтения трудные слова.
  2. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем?
  3. Что нового узнал?
  4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
  5. Какие слова и выражения запомнились?
  6. Чему научила книга?
  7. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Из истории семейного чтения.

В прежние времена традиция семейного чтения была повсеместно распространенной. По крайней мере, в семьях, где умели читать и могли позволить себе покупать книги. В том числе и те, что специально предназначались для семейного чтения.

В воспоминаниях многих известных людей часто мелькает именно это: как вечерами вся семья собиралась в гостиной, чтобы почитать вслух. Так было и в России, и в Европе, и в Америке.

Современные исследователи определили даже тот период, когда традиции семейного чтения стали отмирать: это последняя четверть прошлого века, начиная с конца семидесятых. Хотя происходило это не повсеместно и не быстро. Многие из тех, кто сегодня уже обзавелся внуками, хорошо помнят эти совместные вечера чтения, и вспоминают их с ностальгией и теплотой.

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени — ситуация будет прямо противоположной!

Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.

Материнское чтение.

Материнское чтение – это образовательно-воспитательный процесс, являющийся совместной деятельностью матери и ребёнка, имеющий своей целью обучение ребёнка правильному чтению, воспитание в нём способности к суждению, создание его собственной точки зрения на прочитанное, а также создание морально-нравственной основы у ребёнка.

В нашей повседневной жизни мы встречаемся с разным материнским чтением. Оно отличается ролью, которую отводят сами мамы этому чтению в своих отношениях с детьми. Если это в основном вечернее чтение и мама ставит своей целью поскорее усыпить своего активного ребёнка, то и её чтение будет соответствовать этому намерению. Оно будет убаюкивающим, без должного разнообразия интонаций, без передачи смысла сказки или рассказа. Это будет своего рода колыбельная. В результате может вырасти человек, который и сам будет использовать книги только как средство от бессонницы.

Если же мама ставит своей целью обучение и воспитание ребёнка посредством совместного чтения книг, то от неё требуется вдумчивое отношение к самому этому процессу и к поведению ребёнка во время этого процесса. В этом случае необходимо, чтобы мама была профессионалом и в чтении, и в воспитании.

Итак, мама должна понимать, что процесс чтения состоит из трёх шагов:

  1. Повторения написанных или напечатанных слов вслух или про себя.
  2. Понимания значения всех повторенных слов.
  3. Представления написанного.

Читая какую-либо детскую книжку ребёнку, мама должна сама убедиться в том, что все слова, которые ей встречаются, она действительно понимает и может доступно объяснить сыну или дочке. Конечно, мама должна чётко понимать, что, объясняя ребёнку слово из произведения, она должна адаптировать словарное определение для возрастного уровня ребёнка.

В процессе чтения маме потребуется наглядность, то есть ей необходимо не только объяснить, что обозначает то или иное слово, но и показать сам предмет или явление, или хотя бы показать иллюстрацию с этим предметом. Либо самой сделать рисунок или схему того, что она объясняет.

Это кропотливая работа. Но именно такая работа воспитывает образованного и культурного человека, который знает, что конкретное слово обозначает конкретный предмет, а конкретный предмет обозначается очень конкретным словом. И такому человеку не нужно будет свое непонимание заполнять своими фантазиями и нелепостями, не имеющими отношения к реальной жизни. Такое чтение развивает человека многосторонне: развивается его способность представлять, наблюдать, выражать себя, понимать и осознавать тонкости своего и чужого внутреннего мира. Разве это не мечта каждой мамы – видеть таким своего ребёнка!

Польза семейного чтения.

Нужно ли читать детям книжки? Психологи приводят 12 причин пользы семейного чтения.

№ 1.  Укрепляет отношения.  В современном мире, где родители строят карьеру и ведут активную социальную жизнь, а детвора с малых лет посещает развивающие занятия и пользуется девайсами, сложно сохранить близость. Возьмите за привычку каждый вечер читать ребенку книжку перед сном. Это прекрасный способ укрепить связь с любимым чадом. Вы сможете делиться впечатлениями и мнениями о сюжете, а значит больше узнаете о мировоззрении своего маленького чуда. 

 №  2.   Прививает любовь к чтению.  Детские книги должны стать частью вашей семейной жизни и такой же привычной вещью, как обед или вечерняя ванная. Чем больше ребенок читает вместе с вами, тем больше ему нравится погружаться в новые истории. Вы прививаете полезную привычку, которая останется с чадом на всю жизнь.

№ 3. Больше детской литературы, меньше гаджетов. Сделайте совместное чтение частью ежедневного расписания. Свободное время, когда ребенок может смотреть мультфильмы или играть в онлайн-игры, посвятите литературе. 

№  4.  Помогает научиться красиво читать вслух. Чтение детских книжек — отличное развивающее занятие. Читайте вслух по очереди. Это поможет ребенку повысить уверенность в себе и привыкнуть к чтению для других, что станет полезным навыком в школе. Такое занятие улучшает произношение, расширяет словарный запас, помогает глубже окунуться в сюжет. 

№ 5.  Развивает языковые навыки и расширяет словарный запас. Малыши знакомятся с новыми словами, разнообразными типами построения предложений и диалогов, стилями и способами подачи информации. Все это положительно сказывается на дальнейшем умении грамотно и интересно высказать свое мнение, а также влияет на развитие речи и богатство словарного запаса. В этом случае лучшие детские книги — классика с красивым и простым слогом. 

№ 6. Улучшает воображение. Во время прослушивания детской литературы в голове малыша создается визуальная картинка. Он представляет внешний вид героев, локации, действия. Воображение работает на полную мощность. Дополнительно включается фантазия. Карапузы начинают фантазировать и придумывать собственные истории с полюбившимися персонажами. 

№ 7. Поощряет знания. Выбирайте разные темы, чтобы пробудить интерес к окружающему миру. Пусть каждую неделю ребенка ждет новая детская книга. Хороший выбор для школьников — энциклопедии. Они расскажут о животном и растительном мире, планетах, истории человечества. Рекомендуем обратить внимание на энциклопедии Росмэн

№ 8. Учит сопереживать и сочувствовать. У детей узкое понимание окружающего мира. Задача родителей показать отличие между добром от злом, и как нужно вести себя с человеком попавшем в беду. Детская книжка — хороший инструмент в этом ответственном деле. Она поможет «побывать в чужой шкуре», прочувствовать переживания главного героя, оценивать ситуации, сопереживать и сочувствовать. 

№ 9. Тренировка мозга. Слушая детскую литературу, мозг ребенка больше работает, чем при просмотре телевизора. А все потому, что малышу приходится визуализировать сюжет и вникать в сюжет.

№ 10. Улучшает концентрацию. Чтение детской книги требует сосредоточенности и концентрации внимания. Здесь нет картинки на экране телевизора, от которой можно отвлечься. В дальнейшем эти навыки пригодятся в учебе. 

№ 11. Успокаивает. Если маленький непоседа капризничает и не может успокоиться перед сном, прочтите ему детскую сказку. Читая интересно и с интонацией, вы быстро успокоите малыша.

№ 12. Веселит. Литература для детей — это увлекательные истории с забавными персонажами, которых не увидишь по телевизору. Даже когда снимают фильмы по книгам, большинство людей признает, что чтение было намного интереснее, чем просмотр. Детские сказки дарят веселый досуг, поэтому не стоит от него отказываться из-за пустых онлайн-игр. 

Как заинтересовать ребёнка чтением книги?

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть. К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книгой. Эта радость будет тогда, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребёнок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают ещё неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения. Ребёнок, у которого ещё не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи. Если же, попросив ребёнка почитать вслух, взрослые затевают разговоры, мешают, а то и вовсе уходят, ему бывает очень трудно понять, почему его не слушают. Ведь он так старается …

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ, сам всю книгу, с этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют, готовят обед…) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, выразительного чтения в совместных вечерних встречах особенно дорог малышу свой близостью сопереживания.

  1. Предложите несколько жанров.Если ребенку не нравится читать, значит возможно вы ошиблись с жанром. Ведь вам может нравится романтика, а сыну — мистика и фантастика. Устраивайте недели книги и каждый раз предлагайте новый вариант.
  2. Проживите вместе приключения героев.Когда детская книга заканчивается, маленький читатель думает: а что бы было, если бы я был на месте главного героя? Хорошо если после прочтения литературы вы придумаете сюжетные игры. Например, сделаете волшебную палочку Гарри Потера. Пусть восторг от прочитанной книги сохраняется как можно дольше. 
  3. Будьте примером.Мальчики и девочки копируют действия родителей. Если заставлять их читать, а самим часами смотреть телевизор, ничего не получится. Читайте сами, подавайте хороший пример.
  4. Поддерживайте любознательность.Сын только закончил читать книгу о космосе? Отведите его в музей космонавтики. А может он только познакомился с экзотическими зверями? Самое время отправиться в зоопарк. 
  5. Никогда не заставляйте.Они могут читать, чтобы вам угодить. Но то, что они вынуждены это делать, отобьет у них любовь к книгам на всю жизнь. 
  6. Приучите детей читать старую детскую литературу из библиотеки.Каждый ребенок должен испытать магию посещения большой библиотеки, где находятся тысячи книг. 
  7. Вступите в книжный клуб.Это отличная мотивация, чтобы читать. Выбирать детские книжки, а затем ждать, пока они придут по почте, очень увлекательно. 
  • причин читать детям книги.

1. Благодаря чтению расширяется словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Если обычная беседа помогает детям освоить основной набор слов и выражений, то редкие слова они могут узнать только при чтении. В письме используется больше слов, чем в устной речи, поэтому дети, которым часто читают, начинают использовать всё новые слова в общении с другими. Их речь постепенно становится насыщенной, грамотной и богатой. С такими навыками проще облекать мысли в слова и выстраивать отношения. В этом огромная польза чтения для детей.

2. Чтение успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

3. Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?» 

4. Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

5.Помогает осваивать новые навыки:

- Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо.

- Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя.

- Понимание сюжета истории по картинкам. Например, рассматривая сюжетные картинки, ребёнок лучше понимает сюжет произведения.

  1. Благодаря чтению ребенок расширяет знания об окружающем мире

Дети очень любят рассказы, особенно о животных, а ещё и книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с запоминающимися иллюстрациями дети получают знания об окружающем мире задолго до того, как научатся хорошо читать. 

Чтобы закрепить результаты и усилить пользу чтения для детей, нужно совмещать знакомство с книгами с новым для них жизненным опытом. Например, рассказы о животных можно прочитать до или после посещения зоопарка, а рассказы о технике — перед поездкой на ферму.

Таким образом, всё прочитанное находит отражение в реальности: малыш видит предмет или живое существо редко или вообще в первый раз, а оказывается, уже многое о нём слышал, рассматривая с мамой книгу. Это подогревает желание исследовать и естественный интерес к жизни.

  1. Помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт о словообразовании, рифмах, чувстве ритма и фонетическом строении слова, учится видеть первую букву. Ребенок начинает указывать на слова, когда рассматривает книгу — а это один из главных шагов к самостоятельному чтению.

8. Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — настоящий тренажёр для развития памяти, и в этом огромная польза чтения для детей. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки ещё задолго до того, как начинают читать самостоятельно. Запоминание — это навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и развивает чувство языка.

9. Приучает к самостоятельному изучению книг

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

10. Сближает с родителями

Конечно же, в каждой семье бывают ссоры. Лучший с способ разрешать их проще: просто читать детям. И тогда они будут знать, что с мамой или без мамы чтение всегда поможет успокоить их душу. С книгами дети не только успокаиваются и интересно проводят время, но и развиваются. Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу, и наблюдайте, как начинается волшебство.

Обратная связь