Сметанина О.В. Подкорытова Е.В. Семёнова Т.А., Подлинова Н.Б.
Десятое задание Всероссийской работы по окружающему миру в 4 классе звучит так:
10.1 Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.
Ответ: _______________________
Как называется главный город твоего региона / район, в котором ты живёшь?
Ответ: _______________________
Очень часто детям не понятно, почему именно так звучит вопрос. Что именно нужно написать в ответе?
На уроке окружающего мира в 4 классе при изучении раздела Родной край часть большой страны есть такая тема урока «Наш край» и начинается она с политико-административной карты. Именно практическая работа с этой картой и помогает нам понять это задание. Детям предлагается вспомнить, что Российская Федерация - это объединение республик, краёв, областей и округов.
- Прочитайте условные обозначения.
Республики, края, области, округа.
Находим, пользуясь картой, примеры.
Найдите города федерального значения.
Предлагаем учащимся прочитать задание 10.1 ВПР
Если человек живёт в Сыктывкаре, он напишет: республика Коми – это его регион.
Если человек живёт в Челябинске: он напишет Челябинская область,
Если в Салехарде, то он напишет Ямало-ненецкий автономный округ.
Если в Москве, то он напишет название города Москва, потому что это город федерального значения, это его регион.
А наш регион республика, край, округ, область или город?
Наш регион область: называется Свердловская.
Какой главный город в Свердловской области? Екатеринбург.
В 10 задании вопросы касаются нашего региона. Поэтому необходимо проанализировать содержание учебного предмета и целенаправленно работать над данной темой.
Темы уроков окружающего мира, на которых рассматривается материал по теме «Краеведение».
Темы уроков |
Вопрос 10.2 ВПР |
Основные природные зоны Леса России. |
В какой природной зоне расположен твой регион? |
Родной край — часть большой страны. Презентация проектов (по выбору). |
Что изображено на гербе твоего региона? |
1.Мир глазами географа. 2.Важнейшие природные объекты своей страны, района. Мир глазами эколога. 3. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 4. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). |
Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе? |
Родной край — часть большой страны. Презентация проектов (по выбору). |
Производством каких товаров (продуктов) известен твой регион? |
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). |
Чем наиболее известен твой регион? |
Животноводство в нашем крае. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. |
Каких сельскохозяйственных животных разводят в твоём регионе? |
Земля — кормилица. |
Какие сельскохозяйственные растения выращивают в твоём регионе? |
Земля — кормилица. |
Какие товары или продукты производят в твоём регионе? |
Растениеводство в нашем крае. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно из этих растений. Как это растение используется людьми? |
Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Влияние человека на природные сообщества. |
Какие звери встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх зверей)? Опиши одно из этих зверей. Чем питается этот зверь? |
Родной край — часть большой страны. Презентация проектов (по выбору). |
Какие известные люди живут или жили в твоём регионе (укажи не менее двух известных людей)? Напиши об одном из известных твоих земляков. Чем он прославил свой регион? |
1.Мир глазами историка. 2. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Сокровища Земли под охраной человечества. |
Какие музеи находятся в твоём регионе? (назови не менее двух). Напиши о своём посещении одного из этих музеев (какие экспонаты представлены, что тебя больше всего заинтересовало, что понравилось) |
1.Мир глазами историка. 2. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Сокровища Земли под охраной человечества. 3. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Сокровища Земли под охраной человечества. |
Какие культурно-исторические достопримечательности есть в твоём регионе (укажи не менее двух) Напиши об одной из этих достопримечательностей. |
Родной край — часть большой страны. Презентация проектов (по выбору). |
Какие памятники природы есть в твоём регионе (укажи не менее двух)? Напиши об одном из них. |
Материал для подготовки
Вопрос ВПР |
Краткий примерный ответ |
В какой природной зоне расположен твой регион? |
В лесной |
Что изображено на гербе твоего региона? |
На гербе изображен серебряный соболь, держащий передними лапами золотую стрелу, оперением вверх. |
Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе? |
В нашем регионе есть Уральские горы, река Исеть, река Чусовая. |
Производством каких товаров (продуктов) известен твой регион? |
Трубы, вагоны, турбины, чугун, медь, рельсы |
Чем наиболее известен твой регион? |
Наш регион богат полезными ископаемыми. В нём много заводов, производящих разную продукцию из металлов. |
Каких сельскохозяйственных животных разводят в твоём регионе? |
Коров, свиней, кур. |
Какие сельскохозяйственные растения выращивают в твоём регионе? |
Рожь, картофель, капусту, морковь, лук. |
Какие товары или продукты производят в твоём регионе? |
Железнодорожные вагоны, буровые установки, электровозы, электропоезда, автопогрузчики, оборудование для химической промышленности. |
Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно из этих растений. Как это растение используется людьми? |
Сосны, берёзы, подорожник. Берёза – лиственное дерево с белым стволом. Из берёзы делают дрова, фанеру, мебель, берёзовые веники для бани. Из берёзовых почек – лекарство. Берёзовый сок пьют люди. |
Какие звери встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх зверей)? Опиши одно из этих зверей. Чем питается этот зверь? |
Волк, медведь, лиса, заяц, лось, белка. Лось – самое крупное животное уральских лесов. Парнокопытное млекопитающее. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Питаются лоси в основном травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лиса – это хищник. Вес может достигать 10 килограмм. Мордочка у лисы удлинённая, уши острые, а хвост очень пушистый. Лапы у лисы тонкие и крепкие, они помогают передвигаться бесшумно. Кроме рыжего цвета, шерсть лисицы может быть чёрной, бурой, серебристой. Меняет шерстку летом и зимой, причём зимняя шерсть более красивая, пушистая и густая. Охотится лиса на небольших грызунов, таких как мыши и суслики. |
Какие известные люди живут или жили в твоём регионе (укажи не менее двух известных людей)? Напиши об одном из известных твоих земляков. Чем он прославил свой регион? |
П.П.Бажов – уральский писатель. Создатель уральских сказов. Д.Н. Мамин-Сибиряк – уральский писатель. Костя Цзю – чемпион мира по боксу. Братья Черепановы - самородки технического творчества. Изобретатели паровоза в 1834 году. Николай Иванович Кузнецов — советский разведчик, партизан. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Попов Александр Степанович (1859-1905) Изобретатель радио. Ельцин Борис Николаевич (1931-2007) Государственный и политический деятель конца ХХ века, первый президент новой России с 1991 года по 1999 год включительно. Антон Шипулин - Российский биатлонист, чемпион мира 2017 года в эстафете, шестикратный призёр чемпионатов мира. Обладатель малого Кубка мира в зачёте масс-стартов. Абсолютный чемпион Европы среди юниоров 2008. Двукратный победитель Гонки чемпионов в смешанной эстафете, двукратный победитель Гонки чемпионов в масс-старте. Заслуженный мастер спорта России. Завершил спортивную карьеру в 2018 году. Депутат Государственной Думы VII и VIII созывов, член фракции «Единая Россия» с 2019 года. |
Какие музеи находятся в твоём регионе? (назови не менее двух). Напиши о своём посещении одного из этих музеев (какие экспонаты представлены, что тебя больше всего заинтересовало, что понравилось) |
Каменск-Уральский краеведческий музей, Музей военной техники в Верхней Пышме. |
Какие культурно-исторические достопримечательности есть в твоём регионе (укажи не менее двух) Напиши об одной из этих достопримечательностей. |
Ганина Яма, Невьянская башня, Храм на Крови Невьянская башня находится в Свердловской области, в центре города Невьянска. Постороена в 18 века по приказу горонозаводчика Акинфия Демидова. Башня исполняла роль колокольни, сторожевого пункта, заводского архива, конторы, лаборатории и тюрьмы. Современными архитекторами это сооружение классифицируется не как падающее, а именно как наклонное. Существует несколько версий, поясняющих причины наклона башни. Одной из наиболее распространённых является версия о том, что подвал башни был некогда затоплен, чтобы скрыть работу Демидова от ревизора, однако эта версия не находит подтверждения у современных специалистов, обследовавших постройку. |
Упражнения, которые могут подготовить детей к выполнению заданий, касающихся культурно - исторических и природных памятников.
В 4 классе изучая темы о нашем крае, учитель даёт понятия РЕГИОН, КРАЙ, ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРНЫЕ И ПРИРОДНЫЕ. На уроках формируются умения выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды.
На следующих уроках окружающего мира проводится система упражнений по теме краеведение.
- Даны фотографии природных памятников своего региона.
Необходимо соединить название памятника и фотографию.
Такую же работу проводим с культурно-историческими памятниками.
- Найди ошибку (Фотографии природных памятников или фотографии культурно-исторических памятников и названия поменять)
- Разделить на две группы (Фотографии природных памятников и фотографии культурно-исторических памятников разделить на группы)
- Угадай фрагмент объекта (Фотографии природных памятников или фотографии культурно-исторических памятников обрезать)
- Даны фотографии природных памятников. «На какой реке находятся эти природные объекты?»