Пояснительная записка
Актуальность данной работы обусловлена возросшим интересом общественности к историческим традициям русского народа, его образу жизни, обычаям и традициям.
Новизна методической разработки заключается в комплексном подходе к разным сторонам жизни русского народа (домашняя утварь, рецепты русских блюд, одежда, обувь). Все эти явления рассматриваются во взаимосвязи между собой.
Цели: познакомить участников мероприятия с образом жизни русского народа.
Задачи:
- Дать представление об образе жизни русских крестьян.
- Познакомить с предметами старинного русского быта, устройством и убранством жилища русского крестьянина.
- Дать представление о питании русского крестьянина.
- Определить основные виды деятельности людей в разные времена года.
- Развивать у учащихся творческое начало, чувство патриотизма и интерес к этнографии.
Данная методическая разработка призвана помочь в решении проблемы утраты связи со своими историческими корнями, отсутствии знаний у детей об образе жизни наших предков, незнание русских обычаев, блюд и других сторон быта русских крестьян.
Сценарий может быть использован в работе классных руководителей для проведения мероприятий на тему патриотического, исторического воспитания младших школьников.
Игра-путешествие «Праздник лаптя»
Разработчик: Суфиярова Ольга Сергеевна
Место проведения: территория школы
Время проведения: 60 минут.
Участвует весь класс.
Оборудование:
Маршрутные листы, музыку гуслей, частушки про лапоть, ведро, мячик, песня «Лапти мои», две пары лыж, загадки, картинки старинных предметов, две ракетки и два теннисных мяча, старинные пословицы.
Подготовительный этап:
За два дня до мероприятия выдать задание:
1.Сделать поделку лаптя или нарисовать лапоть.
2.Нарисовать листовку о возникновении лаптя.
3.Выучить песню «Лапти мои».
Ход мероприятия: (рассчитано на 8 команд).
Под динамичную музыку гуслей выходят ведущие (краснобаи) в народных костюмах.
1-й краснобай:
Услышь нас, сердцу милая русская земля, распахни ты свои красные ворота, да прими наш праздник светлый, торжество души православной, мастерства людей придонья искусного да ладного, традиций древних и великих!
2-й краснобай:
Долгого, доброго здравия вам, россияне!
Светлого дня, нашей шумной и звонкой поляне!
3-й краснобай:
На престольный праздник древней Перехвали
Добрые сельчане люд честной созвали!
1-й краснобай:
В день Ильи Пророка, влагой жить святою,
Что б сердца наполнить любовью с добротою!
2-й краснобай:
Со всех концов России, мы собрать смогли,
Мастеров ремесел, знатной нашей земли!
3-й. краснобай:
Что ж, дорогие сельчане и гости, пора сказать о главном герое праздника – русском лапте. Много невероятных рассказов о лапте по великой истории Руси: лапти – труженики, лапти - праздничные, да и ещё о служивой правде немудрёных плетёнок. Эта древняя русская мода уходит своими корнями на тысячелетия в прошлое русского народа.
1-й краснобай:
Ты не смотри на лапти свысока,
Прервав с досадой умную беседу.
Такие лапти многие века
Носили наши бабушки и деды.
2-й краснобай:
Когда твой прадед юношею был,
Прабабушку он нежно полюбил.
Тогда ходил он на свиданье к ней,
Не чуя под собой лаптей.
3-й. краснобай:
Хоть лапоть и хорош, сам по себе он стоит грош.
Вот почему недаром лаптей бывает пара.
При этом каждый не забудь:
Два лаптя, но единый путь.
1-й краснобай:
Сегодня мы все будто родные, дружные братья,
На празднике творчества – великого русского лаптя!
Вместе:
Итак, мы с радостью вам объявляем
Что праздник лаптя начинаем!
Все команды поют песню «Лапти мои», а девочки танцуют русский народный танец.
Далее командирам команд выдаются маршрутные листы (приложение 5) и команды расходятся по станциям. Команда начинает с номера станции, соответствующей ее номеру.
К баллам по маршрутным листам добавить баллы за поделки и листовку.
1.Поющие лапотники |
Спеть частушки про лапти, которые выдали на станции. Если придумают свои, то плюс два балла. (приложение 1) |
Максимум 5 баллов (+2 б. за свои частушки) |
2.Лапотная мера |
Закинуть в «лапоть» мячик. (в роли лаптя обклеенное ведро) |
Баллы по количеству попаданий |
3.Лапотные потехи |
Под песню «Лапти мои» всей командой станцевать танец. |
Максимум 5 баллов (+1 балл, если танцует учитель) |
4.Лапотная эстафета |
10 человек от команды бегут на время в лаптях (лыжах). Пока один бежит, другой надевает лыжи. ПРОВОДИТЬ НА ТРАВЕ!!! |
За наименьшее время 10 баллов, далее 9 и т.д. |
5.Лучший знаток лаптяных историй |
Отгадать загадки за три минуты. Загадки по возрастам. (приложение 2). |
Баллы по количеству правильных ответов. |
6.Друзья лаптя |
Угадать старинные предметы и сопоставить название старинного блюда с современным. (приложение 3) |
Баллы по количеству правильных ответов |
7.Лапотные забавы |
От команды 10 человек на ракетке переносят мячик. |
Баллы по количеству не уронивших мячик. |
8.Лапотные умники |
Собрать пословицы (время 3 минуты) (приложение 4) |
Баллы по количеству правильных ответов |
Команды наградить грамотами (приложение 6).