Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru

Система упражнений по теме: «О методах познания: работа с картой».

Подлинова Н.Б.   Семёнова Т.А. Подкорытова Е.В. Сметанина О.В.

Начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде.

В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины.

Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя различные  типы географических карт. Обучающиеся начальной школы узнают  местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны, учатся показывать и называть материки и океаны, изображать материки и океаны на контурной карте полушарий.

В 4 классе обучающиеся узнают местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте, обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны России; объясняют различия в  животном, растительном мире между зонами. Четвероклассники изображают на контурной карте природные зоны России, учатся правильно их подписывать; называть представителей растительного и животного мира каждой зоны.

На первых порах учащиеся могут бояться карты. Проходит время, прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, разные карты несут различную информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.

При обучении работе с картой выделяют три уровня: учащийся должен научиться понимать карту, читать карту и знать карту.

Чтение карты подразумевает умение узнавать действительность, реальный мир в сочетании условных знаков, то есть учащиеся должны уметь извлекать информацию из условных знаков. Таким образом, в начальной школе учащийся должен научиться простому, элементарному чтению карты.

По мнению педагогов, в практике массовой школы работе с картой уделяется крайне мало внимания. Учителя испытывают трудности в реализации этого направления их работы, поскольку сами нередко имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку по данному вопросу, не в полной мере осознают значение карты в развитии пространственного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, повышении интереса к предмету.

Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, можно использовать творческие задания, помогающие ребёнку успешнее усвоить данный материал.

Знакомство с картографическими произведениями обычно начинается с темы «Изображение местности на плане». В её содержании самым главным является изучение топографических знаков, что, кстати, очень нравится детям. Поэтому одним  из видов работы является чтение рассказов, в которых слова могут заменяться условными знаками

Безусловно, подобные приемы можно модифицировать. Например, если у учителя имеются карточки с топографическими знаками, то можно фронтально провести работу в виде аппликаций на магнитной доске, и даже при наличии интерактивной доски такой способ работы весьма привлекателен для детей. Тот же материал можно привлечь с целью проверки знаний и умений, которая проводится в форме теста: ученик отмечает цифрами, какой топографический знак необходимо использовать в том или другом месте рассказа.

Для развития умений ориентироваться и использовать необходимые условные знаки плана нередко используется следующий прием: «Нарисуй дорогу по описанию с помощью условных знаков и масштаба».

Пример:

Ученику может быть предложено такое описание: «Пройди через луг на северо-восток 150 метров и поверни строго на север. Через 200 метров, напротив родника, поверни на восток и иди через кустарник приблизительно 300 метров. Впереди будет ельник. Поверни на юг, пройди 100 метров до просеки. В самом ее начале, у большого муравейника, я буду ждать тебя».

Можно предложить детям составить аналогичное задание, что будет представлять для них больший интерес.

При обучении работе с картой или планом не теряет актуальности использование приемов занимательности, поскольку дети любят что-то расшифровать, разгадывать.

Занимательные моменты помогают активизировать процесс обучения. В частности, разгадывание кроссвордов, загадок — известные приемы, которые, к сожалению, мало применяются в работе с картой. Чтобы активизировать интерес можно предложить детям сравнить фотографию или рисунок местности с ее планом.

Пример:

«Можно ли по фотографии определить, в какую сторону течет река? (нет). А по плану? (да). На снимке видна группа туристов. Можно ли определить по фотографии, какова цель их путешествия? (нет). А по плану? (да, по нему видны ориентиры, можно сделать вывод о целях похода)».

 

Анализ планов местности с умышленным допущением ошибок — еще один вид работы, позволяющий устанавливать пространственные отношения между объектами.

Пример:

 «Во время подготовки к походу ребята изучали планы местности. Они заметили две ошибки, допущенные топографом. Какие это ошибки?» Ответ: первая ошибка — река течет в разных направлениях, такого быть не может; вторая ошибка — деревянные мосты на железных дорогах не строятся.

Таким образом, при работе с планом местности в начальной школе уместно использовать игровые приемы обучения и занимательные материалы.

Многими учителями используется прием «заселения» карты. Суть его состоит в том, что по мере усвоения темы дети условными знаками отмечают основные черты изучаемой территории (полезные ископаемые, показатели климата, характер растительности, животного мира, наличие городов и т.д.). Таким образом, в процессе творческой работы учащиеся самостоятельно создают карту. Подобный прием помогает установить причинно-следственные связи, сформировать пространственные представления, дает возможность моделировать различные варианты взаимоотношения человека с природой.

Всегда вызывает интерес у детей работа, предполагающая возможность оценки их восприятия реальной действительности с учетом переноса трехмерного изображения на плоскость.

Пример:

Задание 1. Нарисуй свой путь из школы домой. Изобрази объекты, мимо которых ты проходишь.

Задание 2. Представь, что ты летишь на воздушном шаре и сверху видишь территорию своей школы. Нарисуй то, что ты видишь.

Для того чтобы младшие школьники усвоили расположение материков и природных зон, педагоги используют и уроки литературного чтения. Изучая биографии поэтов  и писателей, анализируя произведения, учителя подводят детей к карте. Рассмотрим, какие произведения помогут повторить названия и расположение материков.

Рекомендуемые произведения для повторения названия материков

1 класс

Примечание

А. Майков

Ласточка примчалась

из-за бела моря…

А. Плещеев

Травка зеленеет

Солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит…

Ласточки улетают зимовать в Африку

Р.Сеф  «Чудо»

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается

Берёзка.

Берёзы растут не только в России (Евразия), но и в Северной Америке.

К. Чуковский «Телефон»

Откуда звонили автору животные (на каком континенте  они водятся)

С.67 статья о кошках

Из какой страны появились у нас кошки данной породы, с какого континента прибыли

2 класс

 

А. Фет «Ласточки пропали…

Куда улетают зимовать ласточки?

И Токмакова «Опустел скворечник…»

Куда улетают зимовать скворцы?

М.Пришвин «Ребята и утята»

Откуда прилетела уточка, чтобы вывести птенцов?

С.Есенин  «Берёза»

Где растут берёзы?

Родная литература

Е.Хоринская  «Адик – математик»

Рассмотреть карту, где находятся города Нальчик и Магадан. Где водятся индийские слоны?

3 класс

 

Л.Толстой «Акула»

Рассмотреть карту. Найти Африку. Определить место стоянки корабля.

Л.Толстой «Прыжок»

Что значит «корабль обошёл вокруг света»?

Л.Толстой  «Лев и собачка»

Каких зверей показывали в зверинце? Почему лев – экзотическое животное для жителей Лондона? Где находится Лондон? Где водятся львы?

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Куда летят утки? Где находится «юг»?

А.Куприн «Слон»

Где живут слоны?

Б.Житков (совершил кругосветное путешествие) Про обезьянку

Что за обезьянка описана в рассказе? Где водятся такие обезьяны?

М.Зощенко «Великие путешественники»

Дети отправляются в кругосветное путешествие. Что это за путешествие? Какие континенты они должны посетить, чтобы их путешествие было кругосветным?

4 класс

 

Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»

Где находится Царьград? Как до него можно добраться? Какой это материк?

А.Чехов «Мальчики»

Куда собирались бежать мальчики? Почему именно они выбрали этот путь?

И.Бунин Стихи

Много путешествовал по Европе (часть Евразии)

В.Драгунский «Главные реки»

Назовите главные реки каждого материка

Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Куда улетают лебеди на зиму?

В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Стрижи – перелётные птицы. Куда они улетают от нас на зиму?

 

На уроках «изобразительного искусства»  можно тоже знакомиться с  материками и с  природными  зонами.

Например: тема  в  1  классе «Освоение основ скульптуры». Учим лепить пингвина и  на  карте  показываем, где  живут пингвины. Отправляем  пингвинов в Антарктиду.

Тема «Работа с различными графическими материалами». Когда  рисуем фрукты, овощи, можно рассказать,  где росли они, из  какой  страны и  материка пришли к нам. Например,  помидор   в диком виде произрастал в Южной Америке – Эквадоре,  и показать материк.

Во  2 классе,    рисуя    животных, например,  жирафа,  показать  на  каком  континенте живут  эти  животные.

В  3 классе  тема «Пейзажи разных географических широт». Рисуем  морской  пейзаж» с  материка  Австралия.

В 4 классе  знакомимся с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Рассматриваем    Японию. Рисуем  цветение  сакуры. Знакомимся с  Индией -  раскрашиваем  слона  индийскими  узорами.

Так  же  в  4 классе, говорим о роли природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Тема « Образы архитектуры и декоративно  прикладного искусства». Ребята  делают дома  людей,  живущих  на  разных  материках. Затем вместе рассуждаем, почему такие  дома  люди строили в  определённых  природных  зонах.

Темы уроков изобразительного искусства, на которых можно повторять названия материков и природных зон России

1 класс

Восприятие  и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих природу.

Освоение основ скульптуры. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин раскатывание).

Овладение элементарными навыками лепки. Объем — основа языка скульптуры (пластилин – набор объема, вытягивание формы).

2 класс

Красота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка

Пейзажи родной природы

Изображение по воображению (животные).

3 класс

Жанр пейзажа.

Пейзажи разных географических широт.

Изображение животных: общие и характерные черты.

Постройки в природе: панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

4 класс

Образы природы в живописи.

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Япония или Индия).

Красота животных, выраженная средствами скульптуры.

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образы архитектуры и декоративно  прикладного искусства.

Для повышения мотивации учащихся, изучая географические объекты,  можно  использовать различные игры, например:

1.«Один лишний».

Эта игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Ребятам раздаётся комплект карточек на которых написаны названия географических объектов (материков, рек, озёр и т.д.)  Один из объектов лишний, так как  относится к другой группе объектов.

2.«Узнай силуэт».

Для этой игры необходимо приготовить силуэты материков. Учитель раздаёт ученикам на парты. Ребята по силуэту определяют географический объект.

 

  1. Составь карту материков. (Составить карту материков  с  помощью силуэтов)
  2. «Меня можно найти»

Учащиеся получают фотографии или рисунки (например, представителей растительного и животного мира). Необходимо правильно соотнести их с теми материками,  в   которых они обитают.

  1. «Лучший знаток карты»

Два  ученика  выходят   к  карте,  а  дети  придумывают и  задают вопросы, Кто  отвечает быстрее  и  правильно,  тот  и  лучший  знаток  географической карты.

  1. «Узнай по описанию»

Ученик  выходит   к  доске, остальные  ребята  закрывают глаза, а  ученик  показывает и  описывает  географический объект. После  этого  дети  открывают  глаза  и  называют  объект.

  1. «Вопросы-загадки»

Например:

- Какой  материк лежит сразу в  трёх полушариях?

- Какой  материк  ко  всем  океанам?

-Какой  океан  омывает  все материки  кроме Африки?

 

  1. «Собери материк»

Группе учащихся предлагается из частей собрать материк и узнать его название.

 

Если материки изучаются во 2 классе, то природные зоны в 4 классе. Поэтому времени на подготовку становится меньше, и использовать мы можем в большинстве случаев только уроки окружающего мира.

  1. «Живая карта».

Для того, чтобы запомнить порядок следования природных зон предлагаем учащимся изобразить живую карту.

Представьте, что карта находится не на стене, а на полу. Прочитайте название карточки и встаньте в нужном порядке.

  1. При выполнении задания 3 ВПР нужно не только вспомнить и подписать названия природных зон, но и распределить растения и животных.

Для этого предлагаем учащимся задание «Это моя природная зона».

На доске названия природных зон и карточки с изображениями растений и животных. Варианты заданий можно менять.

Например: раздели на группы, убери лишнее и так далее.

  1. Для закрепления материала можно использовать задание «Узнай природную зону по описанию»:

«Значительная часть поверхности земли покрыта льдами. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого тёплого месяца близка к нулю. Это холодные пустыни»

«До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт»

«Хорошо здесь ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится птичьих голосов».

«С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями»

«Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе»

Обратная связь