Система упражнений по теме: «О методах познания: работа с картой».
Подлинова Н.Б. Семёнова Т.А. Подкорытова Е.В. Сметанина О.В.
Начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде.
В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины.
Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя различные типы географических карт. Обучающиеся начальной школы узнают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны, учатся показывать и называть материки и океаны, изображать материки и океаны на контурной карте полушарий.
В 4 классе обучающиеся узнают местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте, обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны России; объясняют различия в животном, растительном мире между зонами. Четвероклассники изображают на контурной карте природные зоны России, учатся правильно их подписывать; называть представителей растительного и животного мира каждой зоны.
На первых порах учащиеся могут бояться карты. Проходит время, прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, разные карты несут различную информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.
При обучении работе с картой выделяют три уровня: учащийся должен научиться понимать карту, читать карту и знать карту.
Чтение карты подразумевает умение узнавать действительность, реальный мир в сочетании условных знаков, то есть учащиеся должны уметь извлекать информацию из условных знаков. Таким образом, в начальной школе учащийся должен научиться простому, элементарному чтению карты.
По мнению педагогов, в практике массовой школы работе с картой уделяется крайне мало внимания. Учителя испытывают трудности в реализации этого направления их работы, поскольку сами нередко имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку по данному вопросу, не в полной мере осознают значение карты в развитии пространственного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, повышении интереса к предмету.
Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, можно использовать творческие задания, помогающие ребёнку успешнее усвоить данный материал.
Знакомство с картографическими произведениями обычно начинается с темы «Изображение местности на плане». В её содержании самым главным является изучение топографических знаков, что, кстати, очень нравится детям. Поэтому одним из видов работы является чтение рассказов, в которых слова могут заменяться условными знаками
Безусловно, подобные приемы можно модифицировать. Например, если у учителя имеются карточки с топографическими знаками, то можно фронтально провести работу в виде аппликаций на магнитной доске, и даже при наличии интерактивной доски такой способ работы весьма привлекателен для детей. Тот же материал можно привлечь с целью проверки знаний и умений, которая проводится в форме теста: ученик отмечает цифрами, какой топографический знак необходимо использовать в том или другом месте рассказа.
Для развития умений ориентироваться и использовать необходимые условные знаки плана нередко используется следующий прием: «Нарисуй дорогу по описанию с помощью условных знаков и масштаба».
Пример:
Ученику может быть предложено такое описание: «Пройди через луг на северо-восток 150 метров и поверни строго на север. Через 200 метров, напротив родника, поверни на восток и иди через кустарник приблизительно 300 метров. Впереди будет ельник. Поверни на юг, пройди 100 метров до просеки. В самом ее начале, у большого муравейника, я буду ждать тебя».
Можно предложить детям составить аналогичное задание, что будет представлять для них больший интерес.
При обучении работе с картой или планом не теряет актуальности использование приемов занимательности, поскольку дети любят что-то расшифровать, разгадывать.
Занимательные моменты помогают активизировать процесс обучения. В частности, разгадывание кроссвордов, загадок — известные приемы, которые, к сожалению, мало применяются в работе с картой. Чтобы активизировать интерес можно предложить детям сравнить фотографию или рисунок местности с ее планом.
Пример:
«Можно ли по фотографии определить, в какую сторону течет река? (нет). А по плану? (да). На снимке видна группа туристов. Можно ли определить по фотографии, какова цель их путешествия? (нет). А по плану? (да, по нему видны ориентиры, можно сделать вывод о целях похода)».
Анализ планов местности с умышленным допущением ошибок — еще один вид работы, позволяющий устанавливать пространственные отношения между объектами.
Пример:
«Во время подготовки к походу ребята изучали планы местности. Они заметили две ошибки, допущенные топографом. Какие это ошибки?» Ответ: первая ошибка — река течет в разных направлениях, такого быть не может; вторая ошибка — деревянные мосты на железных дорогах не строятся.
Таким образом, при работе с планом местности в начальной школе уместно использовать игровые приемы обучения и занимательные материалы.
Многими учителями используется прием «заселения» карты. Суть его состоит в том, что по мере усвоения темы дети условными знаками отмечают основные черты изучаемой территории (полезные ископаемые, показатели климата, характер растительности, животного мира, наличие городов и т.д.). Таким образом, в процессе творческой работы учащиеся самостоятельно создают карту. Подобный прием помогает установить причинно-следственные связи, сформировать пространственные представления, дает возможность моделировать различные варианты взаимоотношения человека с природой.
Всегда вызывает интерес у детей работа, предполагающая возможность оценки их восприятия реальной действительности с учетом переноса трехмерного изображения на плоскость.
Пример:
Задание 1. Нарисуй свой путь из школы домой. Изобрази объекты, мимо которых ты проходишь.
Задание 2. Представь, что ты летишь на воздушном шаре и сверху видишь территорию своей школы. Нарисуй то, что ты видишь.
Для того чтобы младшие школьники усвоили расположение материков и природных зон, педагоги используют и уроки литературного чтения. Изучая биографии поэтов и писателей, анализируя произведения, учителя подводят детей к карте. Рассмотрим, какие произведения помогут повторить названия и расположение материков.
Рекомендуемые произведения для повторения названия материков
1 класс |
Примечание |
А. Майков Ласточка примчалась из-за бела моря… А. Плещеев Травка зеленеет Солнышко блестит Ласточка с весною В сени к нам летит… |
Ласточки улетают зимовать в Африку |
Р.Сеф «Чудо» Сквозь асфальт у перекрёстка Пробивается Берёзка. |
Берёзы растут не только в России (Евразия), но и в Северной Америке. |
К. Чуковский «Телефон» |
Откуда звонили автору животные (на каком континенте они водятся) |
С.67 статья о кошках |
Из какой страны появились у нас кошки данной породы, с какого континента прибыли |
2 класс |
|
А. Фет «Ласточки пропали… |
Куда улетают зимовать ласточки? |
И Токмакова «Опустел скворечник…» |
Куда улетают зимовать скворцы? |
М.Пришвин «Ребята и утята» |
Откуда прилетела уточка, чтобы вывести птенцов? |
С.Есенин «Берёза» |
Где растут берёзы? |
Родная литература Е.Хоринская «Адик – математик» |
Рассмотреть карту, где находятся города Нальчик и Магадан. Где водятся индийские слоны? |
3 класс |
|
Л.Толстой «Акула» |
Рассмотреть карту. Найти Африку. Определить место стоянки корабля. |
Л.Толстой «Прыжок» |
Что значит «корабль обошёл вокруг света»? |
Л.Толстой «Лев и собачка» |
Каких зверей показывали в зверинце? Почему лев – экзотическое животное для жителей Лондона? Где находится Лондон? Где водятся львы? |
В.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
Куда летят утки? Где находится «юг»? |
А.Куприн «Слон» |
Где живут слоны? |
Б.Житков (совершил кругосветное путешествие) Про обезьянку |
Что за обезьянка описана в рассказе? Где водятся такие обезьяны? |
М.Зощенко «Великие путешественники» |
Дети отправляются в кругосветное путешествие. Что это за путешествие? Какие континенты они должны посетить, чтобы их путешествие было кругосветным? |
4 класс |
|
Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…» |
Где находится Царьград? Как до него можно добраться? Какой это материк? |
А.Чехов «Мальчики» |
Куда собирались бежать мальчики? Почему именно они выбрали этот путь? |
И.Бунин Стихи |
Много путешествовал по Европе (часть Евразии) |
В.Драгунский «Главные реки» |
Назовите главные реки каждого материка |
Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
Куда улетают лебеди на зиму? |
В.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Стрижи – перелётные птицы. Куда они улетают от нас на зиму? |
На уроках «изобразительного искусства» можно тоже знакомиться с материками и с природными зонами.
Например: тема в 1 классе «Освоение основ скульптуры». Учим лепить пингвина и на карте показываем, где живут пингвины. Отправляем пингвинов в Антарктиду.
Тема «Работа с различными графическими материалами». Когда рисуем фрукты, овощи, можно рассказать, где росли они, из какой страны и материка пришли к нам. Например, помидор в диком виде произрастал в Южной Америке – Эквадоре, и показать материк.
Во 2 классе, рисуя животных, например, жирафа, показать на каком континенте живут эти животные.
В 3 классе тема «Пейзажи разных географических широт». Рисуем морской пейзаж» с материка Австралия.
В 4 классе знакомимся с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Рассматриваем Японию. Рисуем цветение сакуры. Знакомимся с Индией - раскрашиваем слона индийскими узорами.
Так же в 4 классе, говорим о роли природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Тема « Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства». Ребята делают дома людей, живущих на разных материках. Затем вместе рассуждаем, почему такие дома люди строили в определённых природных зонах.
Темы уроков изобразительного искусства, на которых можно повторять названия материков и природных зон России
1 класс |
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих природу. |
Освоение основ скульптуры. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин раскатывание). Овладение элементарными навыками лепки. Объем — основа языка скульптуры (пластилин – набор объема, вытягивание формы). |
2 класс |
Красота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка |
Пейзажи родной природы |
Изображение по воображению (животные). |
3 класс |
Жанр пейзажа. |
Пейзажи разных географических широт. |
Изображение животных: общие и характерные черты. |
Постройки в природе: панцирь черепахи, домик улитки и т. д. |
4 класс |
Образы природы в живописи. |
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Япония или Индия). |
Красота животных, выраженная средствами скульптуры. |
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. |
Для повышения мотивации учащихся, изучая географические объекты, можно использовать различные игры, например:
1.«Один лишний».
Эта игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Ребятам раздаётся комплект карточек на которых написаны названия географических объектов (материков, рек, озёр и т.д.) Один из объектов лишний, так как относится к другой группе объектов.
2.«Узнай силуэт».
Для этой игры необходимо приготовить силуэты материков. Учитель раздаёт ученикам на парты. Ребята по силуэту определяют географический объект.
- Составь карту материков. (Составить карту материков с помощью силуэтов)
- «Меня можно найти»
Учащиеся получают фотографии или рисунки (например, представителей растительного и животного мира). Необходимо правильно соотнести их с теми материками, в которых они обитают.
- «Лучший знаток карты»
Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты.
- «Узнай по описанию»
Ученик выходит к доске, остальные ребята закрывают глаза, а ученик показывает и описывает географический объект. После этого дети открывают глаза и называют объект.
- «Вопросы-загадки»
Например:
- Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?
- Какой материк ко всем океанам?
-Какой океан омывает все материки кроме Африки?
- «Собери материк»
Группе учащихся предлагается из частей собрать материк и узнать его название.
Если материки изучаются во 2 классе, то природные зоны в 4 классе. Поэтому времени на подготовку становится меньше, и использовать мы можем в большинстве случаев только уроки окружающего мира.
- «Живая карта».
Для того, чтобы запомнить порядок следования природных зон предлагаем учащимся изобразить живую карту.
Представьте, что карта находится не на стене, а на полу. Прочитайте название карточки и встаньте в нужном порядке.
- При выполнении задания 3 ВПР нужно не только вспомнить и подписать названия природных зон, но и распределить растения и животных.
Для этого предлагаем учащимся задание «Это моя природная зона».
На доске названия природных зон и карточки с изображениями растений и животных. Варианты заданий можно менять.
Например: раздели на группы, убери лишнее и так далее.
- Для закрепления материала можно использовать задание «Узнай природную зону по описанию»:
«Значительная часть поверхности земли покрыта льдами. Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого тёплого месяца близка к нулю. Это холодные пустыни»
«До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей да снег скрипел под полозьями нарт»
«Хорошо здесь ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится птичьих голосов».
«С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями»
«Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе»