Средняя образовательная школа №34
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Любить, учить, воспитывать достойного гражданина России
Адрес места нахождения:
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, бул. Комсомольский, дом 46 (старшее здание)
623430, Российская Федерация, Свердловская область, Каменск-Уральский ГО, улица Кутузова, дом 39 (начальное здание)
Справочный телефон: 8 (3439) 30-19-57
Официальный сайт: http://school34-ku.ru/
Адрес электронной почты:  school34-ku@bk.ru

Регистрация на Уральскую проектную смену в Сириусе уже во всю набирает обороты, а ты так и не подал заявку?

Скорее регистрируйся на сайте: https://schooltalents.urfu.ru/sirius2024/

Реши конкурсное задание до 5 ноября

Получи возможность поработать над технологическими запросами от крупных компаний и партнеров УрФУ

Отправляйся в «Сириус», чтобы реализовать крутые проекты в лабораториях и мастерских

Получи 4 дополнительных балла при поступлении в УрФУ и УГМУ за участие в Уральской проектной смене

Уральская проектная смена — это крутая возможность побывать в Сириусе, получить опыт реализации реального проекта, завести новых друзей и заявить о себе!

Наша страна - страна широких возможностей в разных сферах жизни! Новые возможности в спорте открыли для себя ученики нашей школы - участие во Всероссийском проекте «Школьная гребная лига». Этот проект призван повысить популярность гребного спорта и здорового образа жизни среди школьников. Его география с каждым годом расширяется, и сейчас насчитывает уже 17 регионов нашей страны. Всего в соревнованиях принимают участие 27 школ!

Школьная гребная лига – это необычный турнир. Соревнования проходят на специальных гребных тренажерах, и поэтому называется этот вид спорта «сухая гребля» или «гребля-индор». Эти тренажеры поступили в нашу школу благодаря активному сотрудничеству Федерации гребного спорта Свердловской области и Федерации гребного спорта России.

Первый этап соревнований в рамках «Школьной гребной лиги» прошёл 16-20 октября. Ребята соревновались на спринтерской дистанции 250 метров. После проведения отборочного этапа была сформирована команда от каждого класса для участия в следующей ступени соревнования.

23 октября в нашей школе прошёл финал конкурса «Школьная гребная лига», в результате которого судьи определили призёров и победителей среди юношей и девушек. В соревновании приняли участие ученики с 6 по 9 класс, ребята сразились за звание «Чемпиона школы» среди своей параллели. Помимо одиночной гонки, каждый класс принял участие в эстафете 6х250 метров. В ходе соревнования участники приобрели и закрепили опыт работы в команде, поддерживали друг друга во время прохождения тренажёра, проявили себя и свои способности в испытании, а после завершения турнира получили достойные награды из рук директора школы Говорухиной Натальи Ивановны и организаторов соревнования Нигколова Рустама Аламбековича и Саркисяна Андрея Игоревича.

Помимо ценных наград, все участники получили много положительных эмоций, запас энергии, впечатления. Это соревнование стало ярким событием, которое запомнили многие учащиеся. Мы, ученицы 10 «А» класса, были помощниками организаторов и корреспондентами. Во время проведения мероприятия чувствовался настрой ребят на победу и их желание показать всё, на что они способны. Это событие подарило незабываемые эмоции как участникам, так и организаторам, позволило погрузиться в настоящую спортивную атмосферу. Все ребята остались довольны своими результатами, ведь смогли проявить себя и просто здорово провести время.

Мы спросили у победителей и участников, какие у них остались  впечатления от соревнований «Школьной гребной лиги». Все ребята в восторге, они рады, что смогли показать свои физические способности и побороться за призовые места.

«Мне все очень понравилось, я рад, что это соревнование  проходило именно в нашей школе», - поделился с нами ученик 9 класса.

«У нашей команды была цель - выиграть соревнования было трудно, но наша команда заняла первое место», - поделилась своими впечатлениями ученица 6-ого класса

Победителями соревнований стали:

Юноши:
Хаиров Богдан 6е
Гафуров Егор 7б
Попов Сергей 8г
Забродин Иван 9г

Девушки:
Рогова Алиса 6в
Симонова Марина 7д
Петрованова Юлия 8а
Карпова Анна 9г

Эстафеты: 6г, 7в, 8г, 9г

Корреспонденты 10А класса
Лукьянова Ольга,
Костоусова Валерия,
Кузнецова Элина,
Моисеева Анна,
Симанова Арина

Наша страна - страна широких возможностей в разных сферах жизни! Новые возможности в спорте открыли для себя ученики нашей школы - участие во Всероссийском проекте «Школьная гребная лига». Этот проект призван повысить популярность гребного спорта и здорового образа жизни среди школьников. Его география с каждым годом расширяется, и сейчас насчитывает уже 17 регионов нашей страны. Всего в соревнованиях принимают участие 27 школ!

Школьная гребная лига – это необычный турнир. Соревнования проходят на специальных гребных тренажерах, и поэтому называется этот вид спорта «сухая гребля» или «гребля-индор». Эти тренажеры поступили в нашу школу благодаря активному сотрудничеству Федерации гребного спорта Свердловской области и Федерации гребного спорта России.

Первый этап соревнований в рамках «Школьной гребной лиги» прошёл 16-20 октября. Ребята соревновались на спринтерской дистанции 250 метров. После проведения отборочного этапа была сформирована команда от каждого класса для участия в следующей ступени соревнования.

23 октября в нашей школе прошёл финал конкурса «Школьная гребная лига», в результате которого судьи определили призёров и победителей среди юношей и девушек. В соревновании приняли участие ученики с 6 по 9 класс, ребята сразились за звание «Чемпиона школы» среди своей параллели. Помимо одиночной гонки, каждый класс принял участие в эстафете 6х250 метров. В ходе соревнования участники приобрели и закрепили опыт работы в команде, поддерживали друг друга во время прохождения тренажёра, проявили себя и свои способности в испытании, а после завершения турнира получили достойные награды из рук директора школы Говорухиной Натальи Ивановны и организаторов соревнования Нигколова Рустама Аламбековича и Саркисяна Андрея Игоревича.

Помимо ценных наград, все участники получили много положительных эмоций, запас энергии, впечатления. Это соревнование стало ярким событием, которое запомнили многие учащиеся. Мы, ученицы 10 «А» класса, были помощниками организаторов и корреспондентами. Во время проведения мероприятия чувствовался настрой ребят на победу и их желание показать всё, на что они способны. Это событие подарило незабываемые эмоции как участникам, так и организаторам, позволило погрузиться в настоящую спортивную атмосферу. Все ребята остались довольны своими результатами, ведь смогли проявить себя и просто здорово провести время.

Мы спросили у победителей и участников, какие у них остались  впечатления от соревнований «Школьной гребной лиги». Все ребята в восторге, они рады, что смогли показать свои физические способности и побороться за призовые места.

«Мне все очень понравилось, я рад, что это соревнование  проходило именно в нашей школе», - поделился с нами ученик 9 класса.

«У нашей команды была цель - выиграть соревнования было трудно, но наша команда заняла первое место», - поделилась своими впечатлениями ученица 6-ого класса

Победителями соревнований стали:

Юноши:
Хаиров Богдан 6е
Гафуров Егор 7б
Попов Сергей 8г
Забродин Иван 9г

Девушки:
Рогова Алиса 6в
Симонова Марина 7д
Петрованова Юлия 8а
Карпова Анна 9г

Эстафеты: 6г, 7в, 8г, 9г

Корреспонденты 10А класса
Лукьянова Ольга,
Костоусова Валерия,
Кузнецова Элина,
Моисеева Анна,
Симанова Арина

В нашей школе работает отряд «Эколята». Ребята ведут активный образ жизни и защищают природу, а так же участвуют в различных экологических акциях. В данный момент «Эколята» собирают корма для бездомных животных. Ученики начальной школы очень активно откликнулись на призыв «Эколят» и каждый день приносят корма для бездомных кошек и собак. Акция продлится до 10.11. Можно приносить сухие и влажные корма, подстилки, кормушки, поводки, ошейники, бинты.  А ещё «Эколята» продолжают сбор прозрачных пластиковых бутылок, которые они сдают, а деньги, собранные от сдачи вторсырья, пойдут на помощь бойцам СВО. Сбор пластика будет проходить весь год. Можно сдавать пластиковые бутылки и крышки от них. Корма и пластик принимаются в 206 кабинете здания начальной школы.

 

В нашей школе работает отряд «Эколята». Ребята ведут активный образ жизни и защищают природу, а так же участвуют в различных экологических акциях. В данный момент «Эколята» собирают корма для бездомных животных. Ученики начальной школы очень активно откликнулись на призыв «Эколят» и каждый день приносят корма для бездомных кошек и собак. Акция продлится до 10.11. Можно приносить сухие и влажные корма, подстилки, кормушки, поводки, ошейники, бинты.  А ещё «Эколята» продолжают сбор прозрачных пластиковых бутылок, которые они сдают, а деньги, собранные от сдачи вторсырья, пойдут на помощь бойцам СВО. Сбор пластика будет проходить весь год. Можно сдавать пластиковые бутылки и крышки от них. Корма и пластик принимаются в 206 кабинете здания начальной школы.

 

По традиции начало новой учебной недели ученики начальной школы встретили на церемонии выноса Государственного флага. Почетным гостем церемонии стал Ветеран подразделений особого риска, офицер запаса – Рулев Валерий Федорович. 

На первой смене в церемонии принимали участие ученики 1а, 1в, 1д, 1 г, 4в классов. Вносила Флаг знаменная группа: Сироткин Матвей, Кычева Мария, Кондратьева Варвара ученики 3г класса. Право принять флаг получили:

Кувакин Лев, Попов Максим, Попов Дмитрий ученики 1а класса, Коновалова Татьяна, Сергеева Таисия ученицы 1д класса, Перова Валерия ученица 1в класса, Лескина Маргарита ученица 3г класса.

На второй смене в церемонии принимали участие ученики 2в, 2г,  3е, 4г классов. Вносила Флаг знаменная группа: Грачева Анастасия, Нестерова Елизавета, Коротовских Максим ученики 2в класса. Право принять флаг получили: Данилов Кирилл ученик 3д класса, Головырин Даниил ученик 4г класса, Занахова Ксения и Тарасова Ксения ученицы 4г класса.

После церемонии ребята отправились на «Разговоры о важном». Тема сегодняшнего занятия «День подразделений специального назначения».

 

По традиции начало новой учебной недели ученики начальной школы встретили на церемонии выноса Государственного флага. Почетным гостем церемонии стал Ветеран подразделений особого риска, офицер запаса – Рулев Валерий Федорович. 

На первой смене в церемонии принимали участие ученики 1а, 1в, 1д, 1 г, 4в классов. Вносила Флаг знаменная группа: Сироткин Матвей, Кычева Мария, Кондратьева Варвара ученики 3г класса. Право принять флаг получили:

Кувакин Лев, Попов Максим, Попов Дмитрий ученики 1а класса, Коновалова Татьяна, Сергеева Таисия ученицы 1д класса, Перова Валерия ученица 1в класса, Лескина Маргарита ученица 3г класса.

На второй смене в церемонии принимали участие ученики 2в, 2г,  3е, 4г классов. Вносила Флаг знаменная группа: Грачева Анастасия, Нестерова Елизавета, Коротовских Максим ученики 2в класса. Право принять флаг получили: Данилов Кирилл ученик 3д класса, Головырин Даниил ученик 4г класса, Занахова Ксения и Тарасова Ксения ученицы 4г класса.

После церемонии ребята отправились на «Разговоры о важном». Тема сегодняшнего занятия «День подразделений специального назначения».

 

Заметки о детском чтении

Родители и педагоги часто спрашивают меня, как я отношусь к электронным или аудиокнигам. Не вредно ли это? Как повлияет на читательский навык? А на понимание произведения? Можно ли заменить чтение «Войны и мира» просмотром сериала Бондарчука? Что будет, если вместо книжки на ночь включать малышу аудиосказку?

В этой статье я постаралась ответить на самые популярные вопросы об альтернативах бумажным книгам.

Полезно ли читать ребенку книгу в электронном варианте?

Читать полезно в принципе, если текст произведения не искажен или не сокращен, если не потерялись важные смыслы и детали. И если мы уверены, что ребенок внимательно слушает и понимает то, что мы ему читаем, не нуждается в иллюстративном подкреплении, вид носителя не важен. Например, в походах я читаю детям с телефона: таскать тяжелые книги вместе с палаткой, спальниками и рюкзаками непрактично.

Но если мы говорим о малышах, для которых иллюстрация так же значима, как и текст, а то и больше, файлом в смартфоне не обойтись. Нужно сидеть рядом, рассматривать и обсуждать картинки. Да, это можно делать и на ноутбуке, например, но у современных детей и так много экранной нагрузки – лучше от нее отдыхать, когда есть такая возможность.

В мире, полном коротких видео, игр на любую тематику и мультсериалов, воспринимать чтение как ценность непросто: нужен навык

Ну а еще, если мы говорим о маленьких детях, важно сформировать у них привычку к бумажной книге. В мире, полном коротких видео, игр на любую тематику и бесконечных мультсериалов, воспринимать чтение как ценность непросто: нужен навык. И если мама покупает или берет в библиотеке красивые книжки с картинками, листает их вместе с малышом, обращает его внимание на детали, учит правильно листать, объясняет, почему важно ставить на полку корешком наружу, выбирает с ребенком закладку, происходит приобщение к книжной культуре. А уже дальше в жизнь могут безболезненно войти книги на каких угодно носителях.

Подросток читает книги только в своем телефоне. Стоит ли волноваться?

По поводу того, что подросток читает электронную, а не бумажную книгу, волноваться точно не стоит. Подросток – это почти взрослый человек, личность, он абстрактно мыслит, анализирует большие объемы информации и уже кое-что знает о мире. Его читательский навык сформирован еще в младшей школе, и, если он много читает, неважно, на каком носителе он это делает. Может быть, у него нет времени ходить в библиотеку, неудобно таскать с собой тяжелые тома, ну, или ему просто так больше нравится. У всех свои предпочтения.

Другое дело, если родители не уверены, а читает ли он на самом деле. Может быть, обманывает, и вместо книги у него в смартфоне игры, или он бесконтрольно зависает в соцсетях? Такие подозрения невозможно развеять полностью, если только не отобрать смартфон, то есть грубо вторгнуться в личное пространство ребенка. Что же делать?

Говорить. Не давить и настаивать на чтении, не интересоваться количеством прочитанного, а спрашивать о мнении и впечатлении подростка. Он читает «Анну Каренину»? И как ему Вронский? Какая сцена больше всего запомнилась – может быть, скачки, где сломала спину несчастная Фру-Фру, а Анна открылась в измене мужу? И какие чувства он испытывает к Каренину – жалость, солидарность, отвращение, что-то другое?

Такой безоценочный, но заинтересованный разговор укрепит доверие между родителем и ребенком. И подросток, со всеми сложностями возраста, оценит, что родитель не поучает, не ругает и не контролирует, а интересуется его мнением и делится своим.

Можно ли вместо вечернего чтения включать ребенку аудиокнигу?

Можно – это отличная альтернатива, если у родителей нет времени или сил на чтение. Ребенок слушает книгу вместо мультиков, родители в это время могут отдохнуть и попить чайку. Или сделать важные дела, которые не успели за день.

Аудиокниги хороши тем, что читают их, как правило, профессионалы. Читают выразительно, не спеша, умело расставляя смысловые акценты, не запинаясь. Аудиокниги записывают в профессиональных студиях звукозаписи: все четко, хорошо слышно, без посторонних шумов. Не каждый родитель сможет создать такие условия и прочитать так же хорошо.

Но родитель – он на то и родитель, чтобы быть рядом с ребенком. И чтение помогает проводить время вместе, в едином смысловом пространстве, мирно и с удовольствием. И это не менее важно, чем получение новых знаний или развитие кругозора и эстетического вкуса.

Поэтому аудиокнига не может полностью заменить семейное чтение. Оно – не только про пользу книг, но и про отношения в семье. И никакой самый вдумчивый и чуткий чтец не заменит маму, которая обнимает, прижимает к себе и читает на ночь сказку.

Замечательная детская писательница и специалист по чтению Юлия Кузнецова советует родителям записывать на диктофон собственное чтение. Ребенок может слушать его, когда у мамы нет времени, а может даже следить за текстом или рассматривать картинки под ее голос.

Просмотр мультиков можно заменять аудиокнигами: под них замечательно рисовать, лепить или собирать конструктор

Если же такой возможности нет – слушайте аудиокниги. Они хороши не только перед сном: можно включать их в дороге, в пробке, в очереди в поликлинике в наушниках. Или заменять ими просмотр мультиков: под аудиокниги замечательно рисовать, лепить или собирать конструктор.

Кстати, я, как работающая мама троих детей, художественную литературу именно слушаю, а не читаю. На чтение хорошо, если находится полчасика перед сном. А вот слушать можно, когда идешь или едешь куда-то, ждешь ребенка из спортивной секции в соседнем парке, варишь суп или моешь полы. Так мне удается прослушивать 2–3 книги в месяц.

Прочитать сказку или послушать радиоспектакль по ней: что лучше?

Радиоспектакль – это не аудиокнига. Он может сохранять канву повествования и раскрывать характеры героев, если этого захочет сценарист или режиссер. А может быть и вовсе не похожим на оригинал, как, например, чудесная пластинка «Алиса в стране чудес», создателем и исполнителем которой стал Владимир Высоцкий. Это великолепный спектакль, в котором мало что осталось от сказки Льюиса Кэрролла.

Радиоспектакли – советское наследие, с которым можно и нужно знакомить детей. Это настоящий театр, который воспринимается как постановка именно на слух. Сейчас практически все радиоспектакли нашего детства есть в бесплатном доступе, и многие родители радостно удивляются, когда я рассказываю им, как легко можно познакомить детей с их любимыми «Приключениями Кузнечика Кузи» или пластинкой «Маша и Витя против диких гитар».

Только вот чтение книги радиоспектакль точно не заменит. Это совершенно другое произведение искусства – яркое, эмоциональное, с огромным количеством песен, звуками, которые выражают настроение. Когда мы с мужем решили включить детям на ночь пластику «Бременские музыканты», они начали скакать по кроватям, и мы долго не могли их угомонить. Радиоспектакли вызывают намного более яркие и сильные эмоции, чем самая увлекательная книга. Поэтому сравнивать их с литературными первоисточниками – все равно, что соленое с теплым. И если говорить о времени перед сном – лучше почитать книгу.

Ребенок не хочет читать книги по школьной программе. Стоит ли вместо них смотреть экранизации?

Школьная программа по литературе – сложная. Формально ребенок должен освоить ее сам, реально он очень плохо понимает исторический и культурный контекст многих книг. А где непонятно – там чаще всего пропадает интерес, за ним и мотивация.

Поэтому родителям часто приходится подключаться к изучению литературы: читать вместе, беседовать, объяснять. Иногда в ход идут комментарии экспертов: например, запись, на которой литературовед и пушкинист Валентин Непомнящий читает и поясняет «Евгения Онегина».

Но такие роскошные комментарии существуют не для всех произведений. Зато почти каждая книга школьной программы экранизирована, некоторые и не раз. И есть большой соблазн заменить чтение просмотром фильма, особенно если произведение сложное и объемное.

Я считаю кино вспомогательным материалом, но никак не заменой чтению

Я считаю кино вспомогательным материалом, но никак не заменой чтению. Потому что, во-первых, режиссер создает отдельное самостоятельное произведение искусства. Он снимает, вкладывая собственное мировоззрение, идеи, творческий метод. Это очень хорошо можно понять, посмотрев две экранизации романа Федора Достоевского «Идиот»: 1958 года Ивана Пырьева и 2003 года Владимира Бортко (это две самые известные из десятков экранизаций романа). Разница огромная – в постановке, подборе и игре актеров, темпе и атмосфере фильма. Идеи и смыслы романа в каждом сериале подсвечиваются по-своему.

Во-вторых, даже самая подробная экранизация не передаст внутренней атмосферы произведения, которая выражена словом. Да, могут быть озвучены внутренние монологи персонажей или лирические отступления автора, но целостно передать их в фильме нельзя: его время и возможности ограничены. Поэтому он не может быть заменой чтению.

Остаются два варианта. Смотреть экранизацию, потому что не хочется читать, и усвоить из нее общую внешнюю формальную канву. Или смотреть экранизацию после чтения, дополняя и обогащая свое восприятие, получая пищу для размышлений и рассуждений. Второй вариант отнимает больше времени и сил, но и дает нам значительно больше.

Мария Минаева

19 октября 2023 г.

Заметки о детском чтении

Родители и педагоги часто спрашивают меня, как я отношусь к электронным или аудиокнигам. Не вредно ли это? Как повлияет на читательский навык? А на понимание произведения? Можно ли заменить чтение «Войны и мира» просмотром сериала Бондарчука? Что будет, если вместо книжки на ночь включать малышу аудиосказку?

В этой статье я постаралась ответить на самые популярные вопросы об альтернативах бумажным книгам.

Полезно ли читать ребенку книгу в электронном варианте?

Читать полезно в принципе, если текст произведения не искажен или не сокращен, если не потерялись важные смыслы и детали. И если мы уверены, что ребенок внимательно слушает и понимает то, что мы ему читаем, не нуждается в иллюстративном подкреплении, вид носителя не важен. Например, в походах я читаю детям с телефона: таскать тяжелые книги вместе с палаткой, спальниками и рюкзаками непрактично.

Но если мы говорим о малышах, для которых иллюстрация так же значима, как и текст, а то и больше, файлом в смартфоне не обойтись. Нужно сидеть рядом, рассматривать и обсуждать картинки. Да, это можно делать и на ноутбуке, например, но у современных детей и так много экранной нагрузки – лучше от нее отдыхать, когда есть такая возможность.

В мире, полном коротких видео, игр на любую тематику и мультсериалов, воспринимать чтение как ценность непросто: нужен навык

Ну а еще, если мы говорим о маленьких детях, важно сформировать у них привычку к бумажной книге. В мире, полном коротких видео, игр на любую тематику и бесконечных мультсериалов, воспринимать чтение как ценность непросто: нужен навык. И если мама покупает или берет в библиотеке красивые книжки с картинками, листает их вместе с малышом, обращает его внимание на детали, учит правильно листать, объясняет, почему важно ставить на полку корешком наружу, выбирает с ребенком закладку, происходит приобщение к книжной культуре. А уже дальше в жизнь могут безболезненно войти книги на каких угодно носителях.

Подросток читает книги только в своем телефоне. Стоит ли волноваться?

По поводу того, что подросток читает электронную, а не бумажную книгу, волноваться точно не стоит. Подросток – это почти взрослый человек, личность, он абстрактно мыслит, анализирует большие объемы информации и уже кое-что знает о мире. Его читательский навык сформирован еще в младшей школе, и, если он много читает, неважно, на каком носителе он это делает. Может быть, у него нет времени ходить в библиотеку, неудобно таскать с собой тяжелые тома, ну, или ему просто так больше нравится. У всех свои предпочтения.

Другое дело, если родители не уверены, а читает ли он на самом деле. Может быть, обманывает, и вместо книги у него в смартфоне игры, или он бесконтрольно зависает в соцсетях? Такие подозрения невозможно развеять полностью, если только не отобрать смартфон, то есть грубо вторгнуться в личное пространство ребенка. Что же делать?

Говорить. Не давить и настаивать на чтении, не интересоваться количеством прочитанного, а спрашивать о мнении и впечатлении подростка. Он читает «Анну Каренину»? И как ему Вронский? Какая сцена больше всего запомнилась – может быть, скачки, где сломала спину несчастная Фру-Фру, а Анна открылась в измене мужу? И какие чувства он испытывает к Каренину – жалость, солидарность, отвращение, что-то другое?

Такой безоценочный, но заинтересованный разговор укрепит доверие между родителем и ребенком. И подросток, со всеми сложностями возраста, оценит, что родитель не поучает, не ругает и не контролирует, а интересуется его мнением и делится своим.

Можно ли вместо вечернего чтения включать ребенку аудиокнигу?

Можно – это отличная альтернатива, если у родителей нет времени или сил на чтение. Ребенок слушает книгу вместо мультиков, родители в это время могут отдохнуть и попить чайку. Или сделать важные дела, которые не успели за день.

Аудиокниги хороши тем, что читают их, как правило, профессионалы. Читают выразительно, не спеша, умело расставляя смысловые акценты, не запинаясь. Аудиокниги записывают в профессиональных студиях звукозаписи: все четко, хорошо слышно, без посторонних шумов. Не каждый родитель сможет создать такие условия и прочитать так же хорошо.

Но родитель – он на то и родитель, чтобы быть рядом с ребенком. И чтение помогает проводить время вместе, в едином смысловом пространстве, мирно и с удовольствием. И это не менее важно, чем получение новых знаний или развитие кругозора и эстетического вкуса.

Поэтому аудиокнига не может полностью заменить семейное чтение. Оно – не только про пользу книг, но и про отношения в семье. И никакой самый вдумчивый и чуткий чтец не заменит маму, которая обнимает, прижимает к себе и читает на ночь сказку.

Замечательная детская писательница и специалист по чтению Юлия Кузнецова советует родителям записывать на диктофон собственное чтение. Ребенок может слушать его, когда у мамы нет времени, а может даже следить за текстом или рассматривать картинки под ее голос.

Просмотр мультиков можно заменять аудиокнигами: под них замечательно рисовать, лепить или собирать конструктор

Если же такой возможности нет – слушайте аудиокниги. Они хороши не только перед сном: можно включать их в дороге, в пробке, в очереди в поликлинике в наушниках. Или заменять ими просмотр мультиков: под аудиокниги замечательно рисовать, лепить или собирать конструктор.

Кстати, я, как работающая мама троих детей, художественную литературу именно слушаю, а не читаю. На чтение хорошо, если находится полчасика перед сном. А вот слушать можно, когда идешь или едешь куда-то, ждешь ребенка из спортивной секции в соседнем парке, варишь суп или моешь полы. Так мне удается прослушивать 2–3 книги в месяц.

Прочитать сказку или послушать радиоспектакль по ней: что лучше?

Радиоспектакль – это не аудиокнига. Он может сохранять канву повествования и раскрывать характеры героев, если этого захочет сценарист или режиссер. А может быть и вовсе не похожим на оригинал, как, например, чудесная пластинка «Алиса в стране чудес», создателем и исполнителем которой стал Владимир Высоцкий. Это великолепный спектакль, в котором мало что осталось от сказки Льюиса Кэрролла.

Радиоспектакли – советское наследие, с которым можно и нужно знакомить детей. Это настоящий театр, который воспринимается как постановка именно на слух. Сейчас практически все радиоспектакли нашего детства есть в бесплатном доступе, и многие родители радостно удивляются, когда я рассказываю им, как легко можно познакомить детей с их любимыми «Приключениями Кузнечика Кузи» или пластинкой «Маша и Витя против диких гитар».

Только вот чтение книги радиоспектакль точно не заменит. Это совершенно другое произведение искусства – яркое, эмоциональное, с огромным количеством песен, звуками, которые выражают настроение. Когда мы с мужем решили включить детям на ночь пластику «Бременские музыканты», они начали скакать по кроватям, и мы долго не могли их угомонить. Радиоспектакли вызывают намного более яркие и сильные эмоции, чем самая увлекательная книга. Поэтому сравнивать их с литературными первоисточниками – все равно, что соленое с теплым. И если говорить о времени перед сном – лучше почитать книгу.

Ребенок не хочет читать книги по школьной программе. Стоит ли вместо них смотреть экранизации?

Школьная программа по литературе – сложная. Формально ребенок должен освоить ее сам, реально он очень плохо понимает исторический и культурный контекст многих книг. А где непонятно – там чаще всего пропадает интерес, за ним и мотивация.

Поэтому родителям часто приходится подключаться к изучению литературы: читать вместе, беседовать, объяснять. Иногда в ход идут комментарии экспертов: например, запись, на которой литературовед и пушкинист Валентин Непомнящий читает и поясняет «Евгения Онегина».

Но такие роскошные комментарии существуют не для всех произведений. Зато почти каждая книга школьной программы экранизирована, некоторые и не раз. И есть большой соблазн заменить чтение просмотром фильма, особенно если произведение сложное и объемное.

Я считаю кино вспомогательным материалом, но никак не заменой чтению

Я считаю кино вспомогательным материалом, но никак не заменой чтению. Потому что, во-первых, режиссер создает отдельное самостоятельное произведение искусства. Он снимает, вкладывая собственное мировоззрение, идеи, творческий метод. Это очень хорошо можно понять, посмотрев две экранизации романа Федора Достоевского «Идиот»: 1958 года Ивана Пырьева и 2003 года Владимира Бортко (это две самые известные из десятков экранизаций романа). Разница огромная – в постановке, подборе и игре актеров, темпе и атмосфере фильма. Идеи и смыслы романа в каждом сериале подсвечиваются по-своему.

Во-вторых, даже самая подробная экранизация не передаст внутренней атмосферы произведения, которая выражена словом. Да, могут быть озвучены внутренние монологи персонажей или лирические отступления автора, но целостно передать их в фильме нельзя: его время и возможности ограничены. Поэтому он не может быть заменой чтению.

Остаются два варианта. Смотреть экранизацию, потому что не хочется читать, и усвоить из нее общую внешнюю формальную канву. Или смотреть экранизацию после чтения, дополняя и обогащая свое восприятие, получая пищу для размышлений и рассуждений. Второй вариант отнимает больше времени и сил, но и дает нам значительно больше.

Мария Минаева

19 октября 2023 г.

Обратная связь